Войти в почту

Михаил Мягков: «Сопереживание и сопричастность являются характерными чертами российской историографии»

Концепцию отношения к отечественной истории представил помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский в ходе форума «История для будущего. Новый взгляд». Свою оценку отдельным положениям этой доктрины озвучил доктор исторических наук, профессор, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков в ходе интервью агентству «Победа РФ». – Какое положение концепции, на ваш взгляд, является ключевым? – Ключевое положение этой концепции в том, что наша история является непрерывной. Мы должны изучать свое прошлое для того, чтобы лучше понимать настоящее и думать о будущем. Владимир Мединский говорил в том числе, о том, что наша историография, наши выдающиеся историки-предшественники, начиная от Ломоносова, Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского – все они, естественно, приводили в своем изложении событий объективный, критический взгляд на наше прошлое. То, что объединяет наших выдающихся историков – это позитивный взгляд. Сопереживание и сопричастность деяниям наших предков, которые работали, сражались, погибали, совершали героические поступки ради нашего будущего, в котором мы живем. Вот эта сопричастность, сопереживание – является характерной чертой как раз российской историографии. В то же время Мединский подчеркивал, что сегодня необходимо изучать нашу историю синхронно с зарубежной историей, всемирной историей. Ну, например, это было бы интересно, когда мы изучаем события истории древней Руси XI-XII веков, например, походы Владимира Мономаха на половцев. Для тех, кто изучает историю – для школьников, студентов это событие действительно важно и полезно рассматривать в контексте мировых событий. Что происходило в это время в Западной Европе, на Востоке? Например, в это же время шли крестовые походы западноевропейских рыцарей. Когда мы говорим о влиянии Нормандского фактора на нашу историю, мы должны рассматривать, в том числе, какое влияние норманны оказывали и на Западную Европу. Ну и в то же время фактор отношения России к Востоку. Ведь наша страна всегда была уникальной территорией, расположенной между западом и востоком. Была связующим звеном между цивилизациями. Ну и Владимир Мединский особо подчеркивал необходимость совершенствования исторического образования, прежде всего в средней школе, а также в средне-специальных учебных заведениях, высшей школе. Причем нужно не только совершенствовать его, но также необходимо избавить наших дорогих учителей от дополнительной нагрузки, а он подчеркивал, что учитель занимает главное место в школьном образовании. Сколько бы учебников не было написано, а главную роль играет то, как учитель преподает урок, какой контакт он находит с учениками. – Каким образом можно помочь педагогам? – Необходимо избавить учителя от различных бюрократических действий, которые занимают огромную долю времени преподавателя. Чтобы он больше общался непосредственно с учениками, совершенствовал свою учебную программу. Стоит отметить, что сегодня подготовка учебных пособий по истории и учебников по истории, которую РВИО проводит с ведущим издательством страны, проходит достаточно успешно. И мы надеемся, что новая линейка учебников по отечественной и всемирной истории, подготовленная под редакцией Владимира Мединского, выйдет в ближайшее время и порадует и учителей, и учеников. – Какие еще положения концепции, на ваш взгляд, являются важными? – Особое место в концепции Владимира Мединского принадлежит важности исторического суверенитета страны. Страна, которая потеряет свой исторический суверенитет, потеряет понимание прошлого, обречена на то, чтобы быть не субъектом мирового процесса, а объектом, на который будут влиять различные политические, военные силы. Потому что в ведущих державах, которые обладают политическим и военным суверенитетом, всячески заботятся об историческом суверенитете, и мы должны проводить такую работу. – Что для этого требуется? – Для этого нужен целый комплекс мер и в образовании, и в воспитании, в совершенствовании учебного процесса, что собственно сегодня и делается и в Российской Федерации и Российское военно-историческое общество этому весьма способствует. – Как вы считаете, будет ли эта концепция как-то дополняться и изменяться? – Владимир Мединский обозначил основные, скажем так, рамки этой концепции. Безусловно они будут потом расширяться, дополняться необходимым содержанием. Возможно, появятся новые векторы. Но стрежень концепции обозначен – это исторический суверенитет и понимание нашей истории, как непрерывного процесса. Мы должны гордиться своей историей и деяниями предков. Безусловно, нельзя вычеркнуть из нашей истории и темные страницы, но они не должны заслонять всего позитивного, что было сделано нашими предшественниками и что, в конце концов, служит базой для нашего суверенитета, независимости и развития. Естественно, эта концепция будет развиваться и дополняться. Прежде всего это связано с учебным и образовательным процессом. Историческое образование должно выходить за рамки школ. Сегодня многое делается – это связь с музейным сообществом, с театрами, кинопоказы. Вот здесь, конечно, большой объем тех возможностей расширения кругозора, расширения образовательной базы, которые необходимо обозначить и совершенствовать. – Что ждет представленную концепцию в ближайшем будущем? – Она должна выйти в дискуссионное поле. Через СМИ, через Интернет необходимо начать обсуждение концепции. Очевидно, что к ней будут различные подходы. Именно для того, чтобы она пришла к оптимальному варианту, необходима дискуссия. Мы надеемся, что это будут площадки прежде всего в университетах, как в центральных – московских и питерских, так и в региональных. Музейное сообщество тоже должно подключиться к этому, конечно же ожидаем активного участия Музея Победы. Должны пройти круглые столы, семинары – это все очень важно. Ведь мы должны думать о нашем молодом поколении – как лучше построить программу и весь образовательный и воспитательный процесс. Форум «История для будущего. Новый взгляд» прошел 5 октября в стенах Музея Победы. Мероприятие посвящено вопросам изучения и преподавания отечественной истории, в том числе проблеме искажения исторических фактов и попыткам их фальсификации. В дискуссиях на форуме принимали участие ведущие учёные, политические и общественные деятели, журналисты. #сб