Войти в почту

«Убеждена, учитель – это самая благодарная профессия»

Накануне Дня учителя директор Педагогического института ВятГУ Галина Симонова поделилась размышлениями о любимом деле и рассказала об особенностях подготовки современного специалиста. Директор Педагогического института ВятГУ Галина Ивановна Симонова заслуженно считается профессионалом своего дела. Имея богатый опыт подготовки будущих учителей, обладая обширными знаниями в области педагогики и психологии, прекрасно ориентируясь в трендах современного образования и воплощая их в реальной практике, она способствует высокой репутации вуза как основного поставщика молодых, высококвалифицированных кадров в школы и другие образовательные организации региона. Действительно, именно выпускники направления подготовки «Педагогическое образование» Вятского государственного университета составляют основную часть молодых учителей, ежегодно приходящих в школы Кировской области. И не только в школы. Детские сады, учреждения дополнительного образования региона – всюду есть наши выпускники. Вместе с тем география их трудоустройства не исчерпывается исключительно областью: молодежь приезжает на учебу в ВятГУ из разных регионов – завершив ее, многие возвращаются домой, - с этого в преддверии Дня учителя начинается разговор с Галиной Ивановной Симоновой. Традиции подготовки педагогических кадров на вятской земле имеют давний исторический характер. Начиная с основанного в 1914 году Вятского учительского института, продолжая в Кировском государственном педагогическом институте, впоследствии Вятском государственном гуманитарном университете и сейчас в Вятском государственном университете – всегда вуз давал и дает живой и адекватный отклик на запрос общества в педагогических кадрах. Более ста лет назад это были педагоги начального звена, позднее – учителя по основным базовым предметам: русскому языку, математике, биологии, химии. В дальнейшем педагогический вуз стал вести подготовку специалистов других профилей: дефектологов, логопедов. Затем мы стали выпускать педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов системы дополнительного образования. Таким образом, в соответствии с развитием самой системы образования шло мощное наращивание спектра педагогических направлений и профилей, - сделала небольшой экскурс в историю регионального высшего педагогического образования Галина Ивановна. - В чем заключена основная особенность обучения в Педагогическом институте ВятГУ? Психолого-педагогический блок, составляющий базовую профессиональную направленность подготовки, осуществляется нами в максимальной приближенности к практической деятельности. Именно с этим связано создание в структуре Пединститута базовой кафедры педагогических технологий и предметных методик. Замечу, что такая кафедра есть далеко не в каждом вузе, занимающемся подготовкой педагогических кадров. Наша кафедра работает на базе лицея № 21 города Кирова, осуществляя руководство педагогической практикой студентов. Речь идет, прежде всего, о надпредметных видах деятельности в период распределенной педпрактики, которые готовят будущего учителя к пониманию школьной жизни, механизмов взаимодействия как с детьми и родителями, так и непосредственно в педагогическом коллективе. В этой деятельности Пединститут ВятГУ продуктивно сотрудничает с Институтом развития образования Кировской области. - В чем состоит это сотрудничество? Мы отбираем в качестве наставников для руководства педагогической практикой студентов различных профилей направления подготовки «Педагогическое образование» лучших учителей-предметников, команду которых формируем совместно с ИРО. На площадке ИРО для них организуются курсы повышения квалификации по проектной деятельности с участием преподавателей Педагогического института. Учителя реализуют полученные компетенции в качестве наставников наших студентов, а преподаватели базовой кафедры осуществляют сопровождение педагогов. В итоге складывается проект «преподаватель вуза – учитель – студент – ученик», позволяющий говорить о «завязанности» наших усилий на реальную школьную практику. Это становится благодатной почвой для получения интересных методических, дидактических, педагогических продуктов, которые можно использовать в профессиональной деятельности – и они используются! Причем, не только в той школе, где студенты проходят практику, но и в других образовательных организациях. - Галина Ивановна, говоря о практико-ориентированном характере обучения, невозможно обойти вниманием работу Педагогического института в рамках движения ВорлдСкиллз(12+)*… Совершенно верно. Мы внедряем WorldSkills* в течение нескольких лет – и у нас есть как минимум два очевидных положительных момента. Во-первых, разработана локальная нормативно-правовая база, позволяющая проводить промежуточные и итоговые аттестации в формате WorldSkills. Во-вторых, создана хорошая материально-техническая база, включающая целый ряд кабинетов для подготовки учителей в соответствии с высокими стандартами WorldSkills. Эта деятельность приводит к видимым результатам: наши студенты успешно выступают на чемпионатах WorldSkills. В качестве примера приведу третье место Анны Волковой на национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «Преподавание в младших классах». - Деятельность коллектива Педагогического института по подготовке специалиста, отвечающего требованиям времени, впечатляет. А каков он, современный учитель? Какими качествами должен обладать? Безусловно, он должен любить детей. Как предметнику учителю необходимо быть на высоте, постоянно совершенствоваться, оттачивать методики – это также не подлежит сомнению. Современный учитель мобилен, гибок, подвижен: ему все интересно, он в постоянном поиске! Он творец. Особо подчеркну, что сегодня для учителя чрезвычайно важны эмоционально-ценностные аспекты. Многие дети не получают достаточной эмоциональной поддержки даже в рамках семьи ввиду занятости родителей, их увлечения гаджетами, в силу других причин – кому, как не учителю, оказать ее? Поэтому хороший учитель, на мой взгляд, это не только сильный предметник, но и личность с развитой эмоционально-нравственной составляющей. - Галина Ивановна, можно ли сегодня считать профессию учителя привлекательной? Уверена, что профессия учителя привлекательна всегда. Неслучайно у нас, как и прежде, нет недостатка в студентах, талантливых, творческих, нацеленных на работу по специальности. В этой связи хотелось бы сказать и о профориентационной работе, которая для нас всегда была очень важна. Несколько лет назад совместно с министерством образования Кировской области мы запустили проект по созданию в регионе педагогических классов. Сначала они появились в Кирове, Слободском, Омутнинске и Омутнинском районе, в этом году к проекту присоединились Кирово-Чепецк и Оричи. - Каковы особенности обучения в педклассах? Мы разработали несколько моделей с учетом возможностей школ региона. Кировские школьники приходят в университет и занимаются на наших площадках под руководством преподавателей вуза. Для учащихся районов области эти возможности ограничены – приходится использовать дистанционный формат. При этом мы формируем выезды-десанты преподавателей и студентов, а во время школьных каникул приглашаем школьников в ВятГУ, где они могут погрузиться в увлекательный мир педагогики и психологии. - Галина Ивановна, к сожалению, ограниченные рамки разговора не позволяют осветить другие аспекты деятельности Педагогического института, каждый из которых, бесспорно, заслуживает внимания. Завершая беседу, хочется поздравить Вас с Днем учителя, пожелать дальнейших профессиональных свершений и узнать: в чем Вы видите главную ценность этой профессии? Убеждена, что профессия учителя – самая благодатная в плане результатов. Так здорово наблюдать, как растут и меняются студенты! Как интересно начинают рассуждать и профессионально действовать – это бесценно! Отданные людям знания, любовь, тепло, забота возвращаются – что может быть лучше?

«Убеждена, учитель – это самая благодарная профессия»
© Первоисточник