В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Стало известно, как российские чиновники отправляют своих детей учиться в престижные вузы за госсчёт

Журналисты «Важных историй» совместно с «Трансперенси интернешнл — », «Новой газетой» и студенческим журналом DOXA представили расследование, в котором рассказывается, как высокопоставленные чиновники из госструктур отправляют своих детей учиться в престижные вузы за государственный счёт.

Стало известно, как российские чиновники отправляют своих детей учиться в престижные вузы за госсчёт
Фото: Секрет ФирмыСекрет Фирмы

Как работает схема

Видео дня

Как выяснили авторы расследования, госслужащие используют процедуру целевого обучения, чтобы пристроить своих родственников на учёбу в обход общих правил. Целевой набор — это схема, при которой организация полностью оплачивает учёбу. Также будущим студентам могут предоставить дополнительные бонусы в виде стипендии оплаты проживания.

Целевой набор — это фактически гарантия поступления, выданная до вступительных экзаменов, утверждают журналисты «Важных историй». Эта схема удобна тем, что конкурс значительно ниже, а вероятность попасть в вуз с минимальными баллами ЕГЭ выше.

«По многим специальностям от 10 до 30% всех бюджетных мест в российских вузах распределяется по квотам, то есть достается целевикам. Существуют также специальности, куда берут только по целевому набору», — говорится в материале.

Претендентов на заключение договоров о целевом обучении отбирает сама госструктура, потенциально заинтересованная в специалистах. Это закрытая схема, вуз в ней никак не участвует. Критериев оценки способностей абитуриентов и прочих нормативов не существует. Кроме того, руководитель госструктуры может без какого-либо обоснования принять решение, кого отправить на учебу.

Престижные целевики

Авторы расследования утверждают, что у чиновников есть возможность влиять на отбор будущих целевиков, благодаря чему на место в престижном университете могут рассчитывать их родные и близкие. При этом в большинстве случаев дети функционеров не поступили бы в вузы на нужную специальность через общий конкурс, потому что у них был недобор по баллам.

Журналисты изучили случаи целевого поступления в 15 российских вузах (, , , МГМУ имени Сеченова, МФТИ, , РЭУ имени Плеханова, МИСИС, СПБГУ, ИТМО, СамНИУ, ННГУ, ВГУ, МГМУ имени Сеченова, МГЛУ и ВГИК) с 2015 по 2019 годы. В результате удалось обнаружить 102 подтверждённых случая, когда дети или родственники госслужащих поступали на учёбу целевым образом по направлению от госструктур. При этом чиновники были так или иначе связаны с этими структурами.

Вот кто попал в перечень целевиков:

сын бывшего советника президента отправился по целевому набору на юридический факультет МГУ со стоимостью обучения в 385 000 рублей в год. Заказчик обучения — судебный департамент при Верховном суде, с которым Дубик раньше пересекался по службе. Кроме того, экс-советник президента входит в попечительский совет юрфака МГУ;

сын первого заместителя военного прокурора и генерал-лейтенанта юстиции Александра Мокрицкого с помощью целевого направления поступил на юрфак МГУ (стоимость обучения — всё те же 385 000 рублей в год). Заказчик обучения — . Издание уточнило, что поступить на общих основаниях сын Мокрицкого не смог бы, так как набрал на 49 баллов меньше проходного;

двое детей министра природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесии Джашарбека Узденова поступили через целевой набор в МГУ от правительства республики. В 2015 году на экономический факультет МГУ зачислили сына Узденова, а в 2018-м — дочь. Дети министра никак не смогли бы поступить туда же на общих основаниях, так как оба не собрали нужного количества баллов (у сына было на 69 баллов меньше необходимого, у дочери — на 13). Стоимость обучения на экономфаке МГУ составляла 380 000 рублей в год.

В вузах при этом утверждают, что родственники целевиков их не интересуют, так как не принимают участия в их отборе и не обладают сведениями о родственных связях.

Когда родные и близкие отправляются на учебу по целевому набору — это считается прямым конфликтом интересов, особенно если высокопоставленные родители лично принимают участие в решении вопроса, заключили авторы расследования.

Фото: Alexmartyn85, CC BY-SA 4.0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!