Участники конкурса «Лидеры России 2020» по специализации «Наука» задали вопросы Министру науки и высшего образования РФ 

Участники конкурса «Лидеры России 2020» по специализации «Наука» задали вопросы Министру науки и высшего образования РФ
Фото: Инвест-Форсайт
Победители, финалисты и полуфиналисты специализации «Наука» конкурса «Лидеры 2020» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» — были приглашены на встречу Министра науки и высшего образования РФ  с молодыми учеными. «Прямой разговор» с «будущими академиками», как назвал их министр науки и высшего образования РФ, Валерий Фальков провел на площадке НИТУ «МИСиС». Встреча была организована совместно с Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Молодые ученые, среди которых было 7 участников специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020», задали министру актуальные и волнующие их вопросы о цифровизации, международной научной коммуникации, поддержке исследователей, предоставлении жилищных сертификатов и т.д. На днях наставником победителя специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020», профессора, доктора социологических наук, проректора по развитию на основе анализа данных Вятского государственного университета Екатерины Митягиной стал сам Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. На своей первой встрече с наставником Екатерина обратилась к нему с вопросом о будущем трека «Наука» конкурса «Лидерах России».
«В этом году стартовал трек «Наука» на конкурсе «Лидеры России». Мне кажется, стартовал он очень успешно. Например, когда я приехала на финал конкурса, посмотрела и пообщалась с участниками, я первый раз в жизни себе сказала, что мне не стыдно ни одному из них проиграть. Обычно я люблю выигрывать, но тут я увидела, что уровень участников был запредельно высокий. Это очень правильный конкурс и в нем нужно участвовать. Я вижу, министерство науки и высшего образования заняло очень активную позицию по отношению к финалистам и участникам конкурса: уже прошла целая серия встреч, серия назначений на высокие должности. После конкурса я стала проректором по развитию на основе анализа данных Вятского государственного университета. Также все победители и финалисты включены в кадровый резерв министерства. В программе со Сколково нам можно сейчас поучаствовать. Министерство очень активно сотрудничает с победителями и финалистами трека «Наука». Огромное Вам спасибо в такой заинтересованности. И у меня в связи с этим вопрос — думаете ли Вы продолжать трек «Наука» на этом конкурсе. Каков потенциал развития этого трека, какие новые компетенции будут оцениваться у новых лидеров трека. И главное, каким должен быть лидер науки и высшего образования в России сегодня?», — задала вопрос Министру победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020», проректор по развитию на основе анализа данных Вятского государственного университета Екатерина Митягина.
На вопрос о будущем трека «Наука» в конкурсе «Лидеры России» Валерий Фальков сообщил, что министерство заинтересовано в его продолжении. Деталей нового сезона министр пока не раскрыл, но уточнил, что одинаково важно участие в конкурсе и ведущих исследователей, и научных управленцев, и специалистов по международным связям, и популяризаторов науки.
«Первый опыт показывает, что такой конкурс нужен. Он дает возможность заявить о себе. И это хороший социальный лифт: мы анализируем участников и даем возможности для роста. Сейчас обсуждаем с руководством платформы «Россия — страна возможностей» будущее этого конкурса. Потому что трек «Наука» очень актуальный и интересный. С учетом нашего сегодняшнего разговора мы подготовим интересные решения для тех, кто будет в новом календарном году его проходить. По треку «Наука» нам нужны хорошие лидеры-администраторы, ключевые исследователи. И это разные компетенции, хотя где-то перекликаются. Также нам нужны те, кто будет выстраивать международную деятельность и те, кто может заняться популяризацией и повышением престижа общероссийской науки и профессии ученого. Сам конкурс считаю правильным и успешным. Не надо бояться делать ставку на молодых, надо поддерживать! «Лидеры России» открывают возможности для огромного количество молодых исследователей, которые есть в системе, в которых так нуждается и высшая школа, и сфера науки. Поэтому мы рассматриваем этот конкурс как основной канал, как один из социальных лифтов, чтобы отбирать тех, кто, действительно, готов делать нетривиальные и уникальные проекты, кто — смелый, амбициозный и готов идти и добиваться результата. Мы смотрим на настоящих лидеров. А кто такой настоящий лидер — на мой взгляд, это тот, кто может рискнуть, опираясь на собственную интуицию и опыт, и сделать то, что он задумал, не взирая на обстоятельства, мнения, экспертные оценки, ограничения, которых всегда существует тысячи. Вот это и есть настоящий лидер», — поделился наставник специализации «Наука» конкурса «Лидеры России», министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
После участия в треке «Наука» конкурсе «Лидеры России 2020» помимо Екатерины Митягиной назначения на сегодняшний день получили еще два финалиста специализации: доктор технических наук возглавил Московский автомобильно— дорожный государственный технический университет (МАДИ), став врио ректора, а также кандидат технических наук стал проректором по международной деятельности Байкальского государственного университета. По видеосвязи Михаил Кузьмин задал вопрос Валерию Фалькову о предоставлении жилищных сертификатов научным работникам вузов. Многие молодые ученые, работающие в университетах, являются не научными, а научно-педагогическими сотрудниками, которые не могут принять участие в программе, направленной на обеспечение их жильем. От лица молодых ученых и «Лидеров России» Михаил попросил министра науки и высшего образования РФ оказать содействие и включить научно-педагогических работников в жилищную программу. Валерий Фальков заявил, что предложение нужно рассмотреть и поручил Совету молодых ученых тщательно его проработать. Также он поддержал предложение разработать государственную программу льготного кредитования для молодых ученых наподобие «Сельской ипотеки»: жилищные сертификаты доступны лишь очень небольшой доле исследователей и часто выдаются с ограничениями, например, с требованием проработать в одной организации десять лет после получения. Министр согласился выйти с такой инициативой в правительство. Артем Поспелов — победитель специализации «Наука» конкурса «Лидеры России», главный эксперт отдела научной экспертизы НИОСТа приехал на встречу с Валерием Фальковым из Томска. Артем работает в области развития и инноваций в подразделении , занимается цифровизацией технологических и управленческих процессов в рамках корпоративной программы НИОКР. Мечтает написать книгу про лучшие практики управления проектами в инновационной сфере. У министра науки он поинтересовался, есть ли планы по созданию единой цифровой платформы для отечественной науки.
Валерий Фальков отметил, что существующие научные цифровые платформы не охватывает все стороны исследовательской деятельности. «Предложение по созданию единой цифровой платформы обязательно нужно взять в работу при корректировке нацпроекта „Наука“. Нужно понять, как нам регламентировать все аспекты исследовательской деятельности на одной платформе, как учесть все пожелания научного сообщества», — добавил глава ведомства.
Кроме того, по мнению Валерия Фалькова, нужно, чтобы на этой единой платформе располагались такие новые сервисы, как база данных региональных мер поддержки для молодых ученых, система поиска грантов по всем фондам и так далее. Будь такая система, подчеркнул министр, молодые ученые из Смоленска (которых представляла полуфиналист специализации «Наука» конкурса «Лидеры Росси 2020», кандидат медицинских наук, генеральный директор ООО «Транспортно-сырьевая компания» Наталья Чайковская) уже нашли бы конкурс, чтобы получить поддержку для проекта по трансферу технологий в сферу здравоохранения, и не задавали бы вопрос, в какое ведомство обращаться на стадии, когда уже и не лабораторное исследование, но еще далеко не производство. Проблема не только в том, признал Фальков, что они плохо искали, проблема трансфера разработок из науки в практику остается системной.
«Университеты и научные институты себя мыслят, как учреждения, результатом труда в которых является научная статья. Сейчас тяжело, со скрипом идет понимание, что это только один из этапов, а результатом должен быть продукт, который нужен конкретному потребителю», — сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Финалист специализации «Наука» конкурса «Лидеры России 2020», ведущеий инженер–электроник, председатель совета молодых работников АО «НИИ мортеплотехники» из Санкт-Петербурга затронул тему появившихся в пандемию льгот для IT-сектора. О необходимости распространить их на научные организации министру уже говорили академики. Максим отметил другой аспект: крайне невыгодным становится ведение IT-разработок в университетах. Вузы не подходят под базовое условие для получения льгот — 90% дохода от реализации IT-продуктов. По мнению Тихонова, необходимо исключить это условие.
Министр назвал такой путь стратегически неоправданным и предложил стимулирование студенческого, особенно технологического, предпринимательства. Для этого нужно снизить риски для студентов и преподавателей по открытию компаний. В долгосрочной перспективе, по словам Валерия Фалькова, это важнее, чем льготы для университетов по отдельным законопроектам: «Современный университет выпускает не студента под конкретное рабочее место, а студента, который сможет создавать другие рабочие места. Он является сам генератором рабочих мест. И не просто делает вклад в экономику в виде налогов и каких-то полезных разработок, но еще создает новые предприятия. У нас есть свой раздел в рамках национального проекта „Цифровая экономика“. Надо обязательно будет предусмотреть меры поддержки студенческих стартапов в области IT. Время у нас сейчас очень хорошее. Мы можем при должной последовательности погрузить предложение в национальный проект, и он найдет поддержку. С министерством цифрового развития обсудим». Тем более, подчеркнул министр, в 2021 году Минобрнауки РФ планирует распределить около 80 тысяч бюджетных мест по специальностям, связанным с IT. К 2024 году планируется увеличение, до 120 тысяч бюджетных мест.
Полуфиналист специализации «Наука» конкурса «Лидеры Росси 2020», кандидат экономических наук, директор научно-образовательного центра Псковского государственного университета Ольга Бакуменко более 10 лет занимается международным диджитал-маркетингом университетов, принимала участие в реализации федерального проекта «Экспорт образования». Министру науки она задала вопрос про международное научное сотрудничество, развитие экспортного потенциала российского образования и создание центра компетенций международного сотрудничества на базе университета.
Валерий Фальков отметил, что наука сама по себе интернациональна. «Нельзя закрываться. XX век показал, что закрытость в науке приводит к отставанию, которое десятилетиями приходится нагонять. Надо работать на благо страны, также входя в международные исследовательские сети, понимать, что происходит в мире самое передовое. Идею вашу я поддерживаю, но считаю, что лучше всего ее реализовать не на базе одного конкретного вуза, а на базе сетевых структур и коллаборационной работы», — уточнил министр.
В конце встречи молодые ученые пообещали министру собрать идеи для новой платформы, предложения по новым конкурсам и мерам социальной поддержки. Обсудить оставшиеся вопросы и новые темы они смогут на новой встрече с министром науки и высшего образования РФ осенью. Дополнительная информация на официальном сайте: ЛидерыРоссии.рф.
Видео дня. Все соцсети завалены: стилиста Зверева просят стать депутатом
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео