Войти в почту

Россия или США: где лучше получать бизнес-образование?

Если вы закончили бакалавриат в области менеджмента или уже состоялись в карьерном плане, возможно, вы рассматривали вопрос поступления в одну из многочисленных бизнес-школ мира. Насколько это вообще оправдано с точки зрения соотношения затраты/дальнейшая прибыль в виде повышения по карьерной лестнице и повышения зарплаты? По данным Forbes по выборке в 100 ведущих бизнес-школ, средний годовой доход за 5 лет после выпуска (оценивались выпускники 2014 года) вырос с $93 тыс. в год до $193 тыс. Таким образом, за пять лет доходы выпускников выросли более чем в два раза. Однако нужно понимать, что речь идет о выборке топ-100 ведущих бизнес школ США. Безусловно, картина будет разниться от региона к региону. По России нам не удалось найти релевантные данные подобного рода. В чем вообще отличие бизнес-образования от обычного менеджмента? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к истокам. Первая бизнес-школа в мире была основана в 1908 году в структуре Гарвардского университета. Изначальная концепция заключалась в подготовке менеджеров для растущего на тот момент индустриального сектора. На сегодняшний момент бизнес-школы существуют при любом крупном университете США. И, безусловно, именно американское бизнес-образование является ориентиром для бизнес-образования мира. Во второй половине XX века появились бизнес-школы, созданные с нуля как самостоятельные организации, то есть вне университетов. Одной из наиболее известных является французская INSEAD, основанная в 1957 году. Важно понимать, что бизнес-школы создавались как центры развития навыков, связей тех людей, которые уже состоялись в высококонкурентном корпоративном секторе. Иными словами, едва ли стоит идти в бизнес-школу с расчетом открыть бизнес после. Если к этому есть склонности и способности, скорее всего, человек станет предпринимателем задолго до идеи поступить на программу MBA. В России бизнес-образование появилось в 90-е годы, что, безусловно, связано с переходом к рыночной экономике. Итак, можно ли сравнивать бизнес-образование в России и США? Во-первых, нужно понимать, что бизнес-школы в России и США качественно несопоставимы, несмотря на использование одного и того же понятия. В российских бизнес-школах присутствуют уровни бакалавриата и магистратуры. Так, например, ВШБ МГУ предлагает 50 мест по программам бакалавриата и столько же по программам магистратуры. Для сравнения, на программы MBA Harvard Business School в 2019 году принято 938 человек. В то же время, если мы обратимся к опыту США, то увидим, что бизнес-школы предлагают программы MBA, Executive MBA и ряд более специализированных программ. Но мы никогда не встретим программы уровня магистратуры и тем более бакалавриата. Иными словами, выпускник американской школы не может просто так взять и поступить в Harvard Business School (HBS) сразу после школы. И даже после окончания бакалавриата не сможет. Второе фундаментальное отличие заключается в самой логике существования такого понятия, как «школа». В последнее десятилетие в российских вузах идет планомерный процесс трансформации факультетов в более крупные структурные единицы: это либо институты, либо школы. Волна реформирования добралась даже до флагмана российского высшего образования — МГУ им. М. В. Ломоносова, в котором анонсирована интеграция свыше 40 факультетов в 14–16 научных школ. Однако если мы обратимся к родине самого понятия «школы» как структурной единицы университета, то увидим качественно иную картину. Рассмотрим на примере все того же Harvard University. В университете всего один факультет — Faculty of Arts and Sciences. Дословно — факультет наук и искусств. Фактически все академические программы концентрируются в рамках одного мегафакультета. В свою очередь факультет разделяется на Harvard College, в котором сосредоточены все программы бакалавриата, и Graduate School of Arts and Sciences, которая объединяет все программы уровня PhD. Куда же делись программы магистратуры? Они как раз-таки вынесены за пределы контура Faculty of Arts & Sciences и сосредоточены преимущественно в 11 школах. Школы также могут предлагать специализированные степени, эквивалентные PhD, например DBA (Doctor of Business Administration). Ключевое различие — в прикладном фокусе такого рода программ в противовес академическим PhD. В этом и кроется фундаментальное отличие организационной структуры российского университета от ведущих вузов США, с которых мы пытаемся копировать отдельные элементы без понимания сути. Магистратура, она же мастерская степень (Master’s Degree), — это надстройка над бакалавриатом, она ориентирована как раз на обучение человека узкому набору практических навыков в какой-то сфере. Бизнес-школа является одной из таких узкоспециализированных школ. Таким образом, с организационной точки зрения российская бизнес-школа — это факультет в структуре университета, который называется «бизнес-школа». В то же время бизнес-школа в США — это отдельный кампус, который не входит в контур академических программ. Третье различие, безусловно, — цена и вытекающие несопоставимые возможности рекрутинга преподавателей. Так, по топ-10 ведущих бизнес школ США, согласно рейтингу Forbes, средняя цена обучения в год составляет 75.567 USD, или 5,4 млн руб. В России цены ниже на порядок. По первой десятке России, согласно рейтингу Eduniversal ranking, средняя цена программы уровня MBA составляет 715 тыс. руб. Таким образом, разница составляет 7,55 раза. Очевидно, за счет кратно меньшего объема привлекаемых ресурсов российские бизнес-школы не могут себе позволить преподавателей и инфраструктуру сопоставимого уровня. Резюмируя, стоит сказать, что выбор бизнес-школы скорее должен зависеть от рынка, на котором вы собираетесь работать. Если вы планируете продолжить или начать карьеру в одной из ведущих глобальных корпораций, работать на глобальном рынке (в том числе в России), безусловно, MBA от ведущих бизнес-школ США будет в приоритете. Если же ваш приоритет — российский рынок и рынки постсоветских государств, здесь, полагаю, более полезным будет бизнес-образование из России. В любом случае, всегда нужно держать в уме, что ни одно образование в мире не дает гарантий. Возможности — да, но не гарантии.

Россия или США: где лучше получать бизнес-образование?
© Инвест-Форсайт