Ещё

Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения 

Коронавирус «обнажил» все проблемы дистанционного обучения
Фото: Навигатор образования
Сроки создания цифровой образовательной среды в российских образовательных организациях (в том числе, повсеместное обеспечение школ интернетом и создание платформы для дистанционного обучения) четко обозначены в паспорте Национального проекта «Образование». С начала реализации проекта прошло чуть более года (01.01.2019 г.), а до момента завершения, 31.12.2024 года, осталось менее 4 лет. Однако сложившаяся ситуация заставила внести коррективы в эти планы.
В связи с распространением эпидемии COVID-2019 и введением карантина, возникла необходимость в переходе на онлайн-обучение уже «здесь и сейчас». Понятно, что согласно утвержденному плану, время для создания в школах цифровой среды еще есть. Однако форс-мажорная ситуация, которую, как водится, никто не ожидал, в целом не повлекла за собой катастрофических результатов, так как что-то из намеченных целей за год все-таки было сделано. Коронавирус будет побежден, в чем нет сомнений. Поэтому утвержденные ранее сроки и выделенные средства для Нацпроекта «Образование» из-за карантина пересматриваться не будут, что тоже очевидно. Скорее, возникшая непредвиденная ситуация должна максимально мобилизовать работников сферы образования всех звеньев для создания необходимых и безопасных условий обучения. Ведь, если для детей младших и средних классов, еще можно сдвинуть сроки обучения и итоговых аттестаций безболезненно, то старшеклассникам, студентам и абитуриентам в нынешнем году есть, о чем волноваться, кроме экзаменов. Что уже сделано по плану, в чем заметно отставание и можно ли ускорить создание цифровой среды в школе, чтобы в будущем «смягчить удары» по образовательному процессу, например, во время ежегодных сезонных эпидемий?
Кто «остается учителем, пока…»? В широкомасштабном проекте есть самые простые пункты, которые можно было бы реализовать задолго до наступления карантина: подключение интернета в школах, обучение учителей категории «50+» базовым навыкам владения ПК и т.д. Дети, в отличие от учителей старшего поколения, как минимум, последние 20 лет осваивают компьютерную грамоту задолго до прихода в первый класс. Уверенно владеют ПК и молодые учителя. Чего нельзя сказать о педагогах так называемой «старой закалки». Компьютерная безграмотность учителей, чья молодость прошла до появления интернета и компьютеров в каждой семье, это настоящая проблема, которую можно было решить уже давно, без дополнительных усилий и «директив сверху». И если уж говорить совсем честно, то это проблема не столько государственного масштаба, сколько отдельно взятых учителей, которые не хотят работать над собой и учиться новому. Они до сих пор не могут понять, что эпоху цифровизации уже не повернуть вспять, а знаменитая «формула» К. Д. Ушинского, что учитель «остается учителем до тех пор, пока учится» — уже не крылатое выражение, а основной принцип педагогики. Учитель, не умеющий пользоваться компьютером, рядом с «продвинутым» первоклашкой выглядит несколько нелепо. А если принять во внимание сухие цифры статистики, то сложившаяся ситуация с компьютерной грамотностью учителей выглядит печально. На фоне дефицита кадров (а это порядка 180 000 учителей в 2020 году) возраст 30% учителей в школе — 50-59 лет, а еще 10% — старше 60 лет. По словам бывшего министра О. Васильевой, компьютерной грамотой не владеют 84% работающих учителей, и подавляющее большинство из них — педагоги с большим стажем и опытом, но, к сожалению, «почивающие на лаврах» былых личных достижений. Есть ли смысл подключать школы к интернету при таких условиях, и кто будет проводить дистанционное обучение? Надо ли сейчас, в условиях жесткого дефицита педагогических кадров, провожать на пенсию с почетом тех, кто учит, но не учится сам? Не будут ли сорваны сроки реализации Национального проекта, и о каком качестве образования идет речь при таком положении дел? Это — вопросы, требующие пристального внимания как со стороны чиновников, так и со стороны общественности.
Не меньшей проблемой, которую «обнажил» коронавирус, стало качество работы образовательных онлайн-сервисов. Пока уже работающие интернет-платформы использовало незначительное число пользователей, они вполне неплохо себя зарекомендовали. Но как только нагрузка возросла, сразу же «посыпались» жалобы, например, на регулярно «зависающий» электронный журнал и отсутствие нужных видеоуроков. Нельзя не сказать и о том, что не в каждой семье имеется возможность отдать компьютер ребенку в полное распоряжение. Особенно принимая во внимание тот факт, что многие родители вынужденно перешли на удаленный формат работы. Не подготовленными к дистанционной форме обучения оказались и многие жители маленьких городов и сел в глубинке — некоторые населенные пункты до сих пор не имеют стабильного интернета, а значит и доступа к большинству онлайн-сервисов. Остается добавить, что качество образования существенно повышается при совмещенных аудиторных и онлайн-занятиях, что подтверждается проведенными совместными исследованиями интернет-платформы «Учи.ру» и министерством образования и науки Чеченской Республики. Проблемы высшей школы Уровень компьютерной грамотности у преподавателей ВУЗов значительно выше, чем у школьных учителей. Но оказалось, что и высшая школа не готова к карантину, прежде всего, из-за отсутствия онлайн-моделей обучения и достаточного количества площадок, способных выдержать массовый переход на дистанционное обучение. Среди названных объективных проблем можно выделить:
Бесплатные сервисы, которые оказались наиболее востребованными в условиях карантина, мягко говоря, не блещут качеством предоставляемых услуг. Соответственно, для проведения лекций и семинаров на платных платформах нужны средства, которые либо студенты, либо преподаватели должны выложить из собственного кармана, так как централизованного механизма оплаты цифровых ресурсов не разработано. Студенты и преподаватели пришли к единодушному выводу: лабораторные работы перевести в режим «онлайн» невозможно — такой формат лишает их практического смысла. Остается только один выход: согласовать их очное проведение в составе малочисленных групп. Студенты жалуются, что преподаватели при переходе на дистанционную форму обучения значительно увеличили учебную нагрузку для самостоятельного изучения: записывают и присылают лекции без дополнительных пояснений наиболее сложных моментов, а ответы студентам приходится искать самостоятельно, при отсутствии доступа к необходимой литературе. Пока, до конца не разработан механизм проведения итоговых аттестаций на случай, если карантин придется продлить на 2-3 месяца.
Выяснилось также, что еще в декабре 2018 года в  рассматривался вопрос о введении термина «интернет-образование» в законодательную базу вместе с порядком его лицензирования. А на деле оказалось, что даже сегодня около 40% ВУЗов России не в состоянии обеспечить для студентов удаленный доступ к учебным ресурсам, а 70% преподавателей не представляют, как организовать работу. В нашей стране разработкой методик дистанционного проведения лекций и семинаров уже несколько лет занимается Научно-исследовательский университет , но, когда будут готовы результаты, пока неизвестно. Как бы печально это не звучало, но народная поговорка «не было бы счастья, да несчастье помогло» актуальна сейчас как никогда. Лишь с наступлением эпидемии коронавируса началась ускоренная проработка системы онлайн-обучения. И наблюдая за попыткой наших чиновников хоть как-то урегулировать ситуацию, на ум приходит еще одна поговорка: «Пока гром не грянет…» Остается надеяться, что серьезный вызов, брошенный эпидемией, заставит «быстро ехать», чтобы больше не было проблем с переходом на дистанционное обучение, полное или частичное, в случае необходимости.
Источники изображений: lentachel.ru, saratov24.tv, img.zik.ua, gdb.rferl.org
Видео дня. Над Сочи пролетело привидение
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео