Войти в почту

В Дагестане за два года отремонтированы 334 школы в рамках проекта «100 школ»

– Уммупазиль Авадзиевна, что для Вас значит современная школа? - Современная школа сегодня не может ассоциироваться с той, в которой учились мы в свое время – с ручкой, чернильницей и прочим. Сейчас век технологии. Нужна современная цифровая образовательная среда. Говоря об этом, многие неправильно начинают ее толковать, якобы, цифровизация низводит роль учителя. Это не так. Учитель был, есть и будет всегда. Но он продолжает преподавать, используя современную образовательную технологию. Поэтому сейчас так много внимания уделяется материально-техническому оснащению школ. Министерство образования и науки Дагестана отмечено как одно из самых активных региональных ведомств по участию в разработке региональных проектов в рамках нацпроекта «Образование» для получения субсидий из федерального бюджета. Мы добились почти миллиардного финансирования на обновление материально-технической базы наших школ. Каждый проект – это огромный и кропотливый труд в отсутствии каких-либо гарантий, что в итоге они будут одобрены. – И каковы успехи? - В рамках проекта «Современная школа» на базе 168 сельских школ созданы и функционируют Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Они состоят из двух функциональных зон. В одной зоне предусмотрено обучение детей таким дисциплинам, как «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», второй зал оформлен по принципу коворкинга, включающая шахматную гостиную и медиатеку. Для этих центров закуплены 3D-принтеры, интерактивное оборудование, шлемы виртуальной реальности, квадрокоптеры, фотоаппараты, видеокамеры, тренажёр-манекены для отработки сердечно-лёгочной реанимации, наборы имитаторов травм и поражений, планшеты и многое другое. И при этом ведём прозрачный учет всего этого, исключая возможность разворовывания выделенных средств. Очень важно, чтобы все это дошло до детей. Все это делается ради них. Мы нацелены на уменьшение разрыва между сельскими, поселковыми и городскими школами. Ни один регион страны не получил такую поддержку, а мы добились, и, добились, как я уже говорила, разрабатывая и защищая различные проекты. Мы не сидим, сложа руки, в ожидании, когда государство предоставит возможность улучшить качество сельского образования. Другой проект – «Цифровая образовательная среда» – дает нам возможность создать центры цифрового образования «IT-CUBE» и закупить несколько мобильных детских технопарков «Кванториум», с которыми можно будет выехать в любой район и обучать детей на месте. Первый «IT-Cube» в ближайшие дни откроется в Махачкале, еще четыре появятся в других городах республики. Такие центры нам нужны, чтобы популяризировать технические профессии, увеличить охват учащихся IT-технологиями, направляя школьников на раннюю профессиональную ориентацию. Понимаете, какая у нас сегодня беда? Очень мало детей выбирают техническое направление, все идут на экономистов, юристов и медиков. Как мы получим физиков, программистов, конструкторов, изобретателей, исследователей, математиков и других? Будут только экономисты и юристы, которым не на чем будет экономить и нечего будет защищать, потому что не будет производства. В рамках нацпроекта внедряется также принцип подушевого финансирования дополнительного образования. То есть, государство будет финансировать конкретного ребенка и выбранную ему программу, а не центры. Новая персонифицированная схема финансирования позволит вести реальный учет услуг, которые получают дети, увеличить охват и качество дополнительного образования в регионе. Кроме того, это возможность детей обучаться бесплатно в любой организации, в том числе и частной. Оплата будет производиться по именным сертификатам. Чтобы получить сертификат необходимо зарегистрироваться на сайте «Навигатор дополнительного образования Республики Дагестан». Сертификат будет выдаваться единожды и действовать до достижения ребёнком 18 лет. Средства на сертификате будут ежегодно пополняться в порядке очередности заявок. Эта программа внедряется во всех субъектах России. В 2018 году в ряде регионов успешно прошла ее апробация. – Многие педагоги сами впервые сталкиваются с некоторыми современными программами обучения. Как они справляются? – Конечно же, мы не забываем о самом учителе и повышении его квалификации. Каждые три года они проходят повышение квалификации. Но и в этом направлении есть много проблем, многое еще предстоит сделать. В рамках нацпроекта «Образование» мы будем создавать Центры профессионального мастерства педагогов. Курсы и лекции будут проводить разные специалисты, которых мы будем приглашать из других регионов. И каждому специалисту педагоги сами будут давать оценки. Тот, кто их не устроит, не будет в дальнейшем приглашен. Таким образом, каждому учителю будет дана возможность улучшать навыки в конкретно нужном ему направлении. Так мы сумеем повысить заинтересованность и самих педагогов в улучшении своих профессиональных качеств. – Какие результаты занимают наши дети на олимпиадах? – Развитие олимпиадного движения и работа с одаренными детьми – это отдельное и очень важное направление работы министерства. Два года подряд наши школьники становятся призерами самой престижной Всероссийской олимпиады школьников. Для выявления наиболее способных учащихся созданы центры для одаренных детей, в которых проводятся профильные смены по подготовке к олимпиадам. Наши дети становятся победителями самых разных конкурсов. Два года подряд школьники из Дагестана становятся победителями Всероссийского конкурса «Живая классика», суперфинал которого проводится на Красной площади в Москве. – В прошлом году в рамках проекта «100 школ» было отремонтировано, как мы знаем, 117 школ. А сколько в этом…? – У нас очень много школ, нуждающихся в капремонте. Есть такие, в которых 40 лет не проводили ремонт. И вот, чтобы решить этот вопрос, глава Дагестана Владимир Абдуалиевич (Васильев – SMN) в 2018 году инициировал проект «100 школ». Каждому образовательному учреждению из республиканского бюджета выделяется 2 млн рублей с условием привлечения дополнительного финансирования. Программа оказалась эффективной. Люди стали помогать массово. И в прошлом году, и в этом нам удалось привлечь деньги меценатов. Только в одном Карабудахкентском районе в этом году отремонтировано десять школ. Если в прошлом году в рамках проекта «100 школ» нам удалось отремонтировать 117, то в этом году, представьте себе, на 100 больше – 217 в 44 муниципалитетах на общую сумму 591,3 млн руб. (398,9 млн – средства из республиканского бюджета РД, 129,0 млн – привлеченные и 63,4 млн – из местных бюджетов). Всего за два года в Дагестане отремонтировано 334 школы. Этот проект позволяет решать очень многие проблемы. К примеру, не во всех школах налажена система пожаробезопасности. По данным МЧС, больше всего пожаров случаются там, где печное отопление. А у нас 200 таких школ. На 2020 год мы выиграли грант на сумму 700 млн рублей. И эта сумма пойдет на перевод школ на газовую или электроотопительную систему. Также на стадии завершения строительство теплых туалетов. Работы идут по всем направлениям. – А новых школ и детсадов в этом году сколько построено? – В этом году в Дагестане введены в эксплуатацию 24 школы на 10 тыс. 100 мест. А на следующий год запланировано строительство 63 общеобразовательных организаций на 20 тыс. и больше мест. Это колоссальные объемы, которых республика не знала ранее. Детских садов в уходящем году сдано четыре на 580 мест. К 2021 году в рамках нацпроекта «Демография» в республике запланировано строительство 57 дошкольных организаций, 37 из которых – ясли-сады, рассчитанные на детей от двух месяцев до семи лет. – Как обстоят дела с ликвидацией трехсменного режима обучения в школах? – На сегодняшний в день в трехсменном режиме обучения функционируют 18 школ, это более 2,5 тысяч детей. Рядом с ними строятся дополнительные корпуса, которые в скором времени позволят разгрузить эти школы. Однако, несмотря на принимаемые меры, в некоторых городах, например, в Махачкале, Хасавюрте, Каспийске есть риск, что ряд школ могут перейти в разряд «трехсменки». Потому что у нас выросло число детей. Если в прошлом году у нас было 405 тыс. учащихся, то сегодня их 418 тыс. по всей республике. То есть за год наблюдаем прирост в 13 тыс. детей. И тут же возникает еще одна проблема, решению которой второй год подряд уделяется самое пристальное внимание – это обеспечение школ учебниками. В прошлом году эта проблема была решена на 100%, а в этом году снова возникла нехватка. Пришлось дополнительно закупать книги на 100 млн рублей. Мы создали специальную систему учета закупленных книг. Этого нет ни в одном регионе России. Впервые ее придумали и запустили в Дагестане. Любой родитель может зайти на специальный сайт и узнать, в каких школах какие книги есть – количество, наименование – вся информация. Для чего мы этого сделали? Чтобы обеспечить прозрачность. 2019 - единственный год, когда перестали поступать жалобы о том, что на рынках продаются учебники с печатями школ. На каждую книгу мы нанесли специальные голограммы и дополнительные защитные номера, по которым учебники идентифицируются в электронной системе. То есть завтра, условно говоря, если одна из этих книг окажется рынке, мы легко вычислим, для какой школы она была закуплена. – Это впечатляет и радует. Это действительно было необходимо. Без учебников сложно говорить о повышении качества образования. И здесь напрашивается вопрос, как наши выпускники сдают ЕГЭ? Наблюдается ли позитивная динамика? - Конечно. Результаты ЕГЭ улучшаются с каждым годом. В этом году возросло количество стобалльников с 19 до 24. Но нас больше радует другое - выросло число высокобалльников – тех, кто набрал больше 80 баллов. Растет также средний балл по предметам. Но многие продолжают бояться сдавать ЕГЭ. Представьте, у нас, условно говоря, из 35 тыс. детей после девятого класса остаются примерно 12 тыс. к одиннадцатому классу. Практически две трети детей после получения неполного среднего образования идут в колледжи, и из этого количества лишь треть по окончанию колледжа идут работать по профессии, остальные продолжают учебу в вузах. Таким образом они избегают сдачи ЕГЭ. Эту проблему тоже мы решаем – проводим различные тестирования, организовываем предварительные сдачи госэкзамена и многое другое. Все-таки, ЕГЭ – это шанс поступить после окончания школы в любой вуз страны. – В этом году вы приобрели большое количество школьных автобусов. Расскажите об этом. – В этом году нам удалось обновить на 100 % весь школьный автопарк. Благодаря поддержке главы Дагестана Владимира Васильева республика впервые закупила 95 автобусов за свой счет, точнее за счет собранных налогов. В прошлом году Министерство просвещения России нам выделило 140 школьных автобусов. в этом – 70. Их получат школы, у которых вообще никогда не было транспорта, но при этом необходимость в подвозе учащихся есть. В общей сложности, за два года мы приобрели 305 школьных автобусов. Новые автобусы мы торжественно отправим в города и районы в преддверии нового года. – Говоря о том, что удалось сделать, не могу не спросить о повышении заработной платы педработникам. Я знаю, что в этом году зарплата учителей была увеличена. Насколько и ожидается ли дальнейшее ее повышение? - В этом году нам удалось повысить базовую часть заработной платы учителей. Она увеличена до минимального размера оплаты труда и теперь составляет чуть больше 11 тыс. рублей. Сверх того, педагог получает различные надбавки, компенсационные и стимулирующие выплаты. Кроме того, в связи с жалобами учителей мы изменили соотношение базовой части зарплаты к стимулирующей. Раньше было 70 (базовая часть зарплаты) на 30 (стимулирующая). Теперь 90 (базовая) и 10 (стимулирующая). Увеличение это несущественное, мы прекрасно это понимаем и не собираемся на этом останавливаться. Со следующего года мы ставим вопрос о поэтапном повышении заработной платы учителя. Есть требования Министра просвещения России Васильевой Ольги Юрьевны поднять размер минимальной зарплаты педагогов до 70% от средней заработной платы в среднем по России, что составляет около 23 тыс. рублей. В нашем случае, мы должны поднять примерно до 15 тыс. рублей. Но для этого нам нужно 10 млрд рублей. Сегодня в Дагестане в системе школьного образования работает около 50 тыс. человек, дошкольного образования – больше 10 тыс. С учётом того, что в республике идет масштабное строительство школ, дорог и других социальных объектов, сразу решить этот вопрос у нас нет возможности. Поэтому на уровне Народного Собрания республики принято решение о поэтапном повышении зарплаты педагогов. – Через неделю Новый год. Ваши пожелания… Прежде всего хочу пожелать сил и здоровья всем, кто работает на благо нашей Родины и особенно тем прекрасным, великолепным, самоотверженным людям, которые работают на ниве просвещения. Я очень им благодарна! Пусть новый год радует, пусть дает нам всем надежды, и пусть сбудутся все наши мечты! Искренне поздравляю всех с наступающим Новым годом!

В Дагестане за два года отремонтированы 334 школы в рамках проекта «100 школ»
© SM News