Войти в почту

Система образования дала сбой

Что делать взрослым, чтобы снизить уровень подростковой агрессивности? «МН» обратился к специалисту. Директор и научный сотрудник Школы Виктора Шаталова в Москве Сергей Виноградов убежден: школьная жестокость спровоцирована… прорехами в системе образования. Кто такой Виктор Шаталов? Участник Великой Отечественной войны, вернувшись в родной Донецк, стал школьным учителем. Педагог-новатор, его имя гремело на весь Советский Союз. Придумал уникальную методику изучения школьных предметов в рекордно короткие сроки. В его экспериментальный класс определяли самых слабых учеников - через 5-6 месяцев они блестяще сдавали экзамены. После распада СССР эксперимент Шаталова был в очередной раз признан удачным и… закрыт. Сам педагог, которому уже за 90, сейчас живет в Донецке. Он на пенсии, но пишет книги и консультирует. Есть его школа-лаборатория в Москве, совсем крошечная. НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ПСИХИКА… - Жестокость школьников - это результат сбоя системы образования, - убежден мой собеседник, - не выдерживает психика ребенка. Допустим, Петя плохо учится, Вася тоже, но у родителей Васи есть деньги и они наймут репетитора, а Петины не имеют такой возможности… И Вася отличник, а Петя троечник и в отчаянии начинает махать кулаками или, того страшнее, хватает ружье. Пока списывают на случайности и плохое воспитание в семье. Наверное, когда сотого учителя застрелят, общество поймет, что проблема глубже, а причина озлобленности школьников - в невозможности усвоить школьную программу. Думаете, в Европе не так? Они нашли решение - внедрили двенадцатилетнее образование. Но проблема никуда не делась. Значит, дело не в количестве лет, которые ребенок проводит в школе, а совсем в другом… Напряженность в школе между двоечниками и «ботаниками», соревнование «родительских кошельков» еще не самое большое зло. Главное зло - растет объем материала и нет методики эффективного усвоения. Если в школы ввести грамотную методику преподавания, будут успевать все: и уроки делать, и спортом заниматься. И с радостью будут ходить в школу. - Пока же родители школьников жалуются, что над домашними заданиями приходится корпеть до 11-12 вечера… - В методике Шаталова выполнение домашнего задания занимает 5-7 минут. Никакого волшебства. Просто знания систематизированы. «Гнать программу» ни в коем случае нельзя - надо повторять по опорным схемам, повторение - это основа. ШКОЛА БЕЗ ДВОЕК - Шаталов в пору преподавания действительно не ставил двоек? - Школьная оценка всегда субъективна. Шаталов этот грех смягчает. Он ставит в журнал пять (если ученик заработал), карандашом - четыре (можно исправить потом на отлично) и оставляет пустое место, если ученик не ответил, позже он обязательно ответит. Нет стрессов, и нет двоечников. Это правильно, зачем делить ребят на первый сорт (отличники), второй (хорошисты) и третий? Послезавтра третий сорт сделает задание лучше первого, но мы уже записали его в троечники… - Родители школьников жалуются и на учебники: написаны настолько сложным языком, что и взрослому непонятно, а уж усвоить ребенку - тем более. - На школьные учебники выделяют гранты. Суммы довольно значительные. Если я вижу в учебнике пять, а то и десять фамилий (обратите внимание!), знаю, что это аспиранты, которых заставили к первому сентября написать новый учебник, а научный руководитель получил грант. Но автор у учебника должен быть один! Причем чтобы уже испробовал методику на практике, понял, что материал школьники усваивают! Шаталов годами обкатывал свою методу в школе с указкой у доски. Кстати, по его системе объем необходимых школьных знаний усваивают не за 11 лет, а за 9. К сожалению, далеко не все авторы современных школьных учебников работали в школе… Вообще учебник должен быть не такой объемный, меньше, но не примитивнее: содержать опорные сигналы, систематизирующие курс, пройти обкатку. ЭФФЕКТИВНОЙ НЕ БЫЛО И РАНЬШЕ - Расхожее мнение, что в СССР система образования была лучше современной. - Это иллюзия. И в советское время новаторам приходилось буквально стены пробивать, воевать. Донецк, где Шаталов работал в школе, тогда подчинялся Киеву. Но киевские чиновники не хотели возиться с экспериментатором, это же ответственность, отчеты… Какой-то секретарь райкома ему шепнул: мол, если попробуешь пробить разрешение на свой эксперимент через Москву, появится шанс развить систему, но наживешь врагов в Киеве, потому что «прыгнул через их головы», обратившись к вышестоящему начальству. Однако он рискнул и отправился в Москву. Пробил - разрешили, врагов нажил, конечно. Вообще вся его жизнь - это история преодоления. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Ольга Коротина, научный сотрудник Института им. Сербского, семейный психолог: - Современная система образования действительно уже не справляется, ученики теряют интерес к учебе. Огромный диссонанс с повседневной жизнью, где есть телевизор и интернет, там игры (есть интересные, развивающие), яркие картинки, а в школе сидишь и выводишь буквы или читаешь учебник. Скукота! Плюс нотации или крики педагога да двойки. Школа становится каторгой… Многое зависит от конкретного педагога. Давно замечено: если ученику нравится учитель, то нравится и предмет, который он ведет. К слову, я противник оценочной системы, особенно в младших классах: двойки совершенно не стимулируют учиться. К сожалению, ни родители, ни педагоги не формируют у ребенка мотивы получать новые знания, взрослые не могут сформулировать, зачем нужна учеба. Мы говорим: «Ты должен получать хорошие оценки!» - и совсем не говорим, что «тебе нужны знания, чтобы быть образованным человеком, общаться с интересными людьми, уметь строить карьеру». Современные школы - это агрессивная среда. А где агрессия, там страх. Дети не видят в школе зоны комфорта и безопасности, один сплошной стресс. О системе Шаталова, конечно, слышала, но не считаю панацеей. Менять надо многое, причем кардинально. Беседовала Виктория Катаева. Фото: ADOBE STOCK

Система образования дала сбой
© Мир новостей