Войти в почту

7 – 5 = счастливый школьник. В чём преимущества сокращения учебной недели

На Среднем Урале бурно обсуждается возможность тотального перехода школ, лицеев и гимназий на пятидневный режим обучения. Робкие голоса противников инициативы еле слышны в ликующем гомоне сторонников «лишнего» выходного. Учение – не мучение В переходе общеобразовательных учреждений на пяти­дневку признаков революции нет. В городах области в таком режиме вот уже несколько лет работает немало школ. В Екатеринбурге процесс сокращения учебной недели проходит в подавляющем большинстве случаев частично. Так, например, в 23 школах по «усечённому» графику учатся ребята по одному из уровней образования: начального, среднего или основного. Больше всего повезло младшим классам, они имеют дополнительный выходной в 88,8% школ города. Новую волну обсуждения этого вопроса спровоцировал председатель Екатеринбургской городской думы Игорь Володин, предложивший ввести во всех школах города пятидневную учебную неделю. По его мнению, благодаря этому школьники получат время для полноценного отдыха, а семья сможет планировать на выходные совместные дела. «Ко мне поступает очень много обращений от горожан, которые говорят, что дети устают, у них пропадает интерес к учёбе, падает успеваемость, – говорит Игорь Валерьевич. – Кроме того, родители сетуют, что вынуждены оставлять ребёнка-школьника в городе, тогда как с младшими детьми на выходные едут, например, на дачу. Между тем переход на пяти­дневку доказал свою эффективность во многих городах России. Или вот наш пример школы №112, которая перешла на этот режим в 2017 году, – в ней успеваемость повысилась на 3%, да и результаты ЕГЭ стали значительно лучше». По словам Володина, переход на новый режим обучения не должен быть резким и поспешным. Необходимо всё тщательно продумать, разработать механизмы, чтобы, с одной стороны, не пострадали образовательные программы, были соблюдены все санитарные требования, а с другой – педагоги с потерей учебных часов не лишились заметной части заработной платы. В той же школе №112 зарплатный вопрос решается просто – в высвободившуюся субботу учителя подтягивают отстающих ребят, консультируют выпускников и потенциальных медалистов. По большому счёту, никакой властной воли на то, чтобы школа перешла на пятидневку, не нужно. «В соответствии с действующими документами в сфере образования школа – самостоятельное юридическое лицо, и её руководитель вправе принимать решения об изменении учебного процесса, исходя из лицензирования и реализации образовательных программ», – говорит начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева. Иными словами, судьбу субботы решает исключительно директор школы, который при этом, безусловно, должен оценить как её возможности, так и мнение родителей. «Я не вижу проблем в переходе на пятидневку даже школ с углублённым изучением отдельных предметов, и директора этих школ подтверждали – да, это возможно, – говорит Игорь Володин. – А закрепление сокращения учебной недели на законодательном уровне необходимо для того, чтобы руководители школ не стеснялись это делать, не боялись допустить ошибку». Сожалений нет Обсуждая инициативу в социальных сетях, большинство родителей голосуют «за». «Мой сын так выматывается за пять дней, что в субботу я провожаю его в школу совершенно подавленного, – рассказывает мама пятиклассника Маргарита Скрябина. – Только за первую четверть он раз пять вымаливал у меня возможность прогулять субботние уроки. И, по большому счёту, я его понимаю. Уроки с восьми утра (тоже, кстати, проблема), потом «музыкалка», потом «домашка» и всё, остаётся только свалиться в постель. А пошуметь, поиграть, погулять, просто побездельничать?» Конечно, есть отдельные родители, которые не то чтобы против пятидневки, но вполне терпимо относятся и к традиционному режиму учёбы. «Многое зависит от того, как в семье выстроен режим жизни. При разум­ном подходе можно организовать вполне полноценный отдых ребёнка и в воскресенье. Просто надо не лениться выбираться на природу, например, отрывая его от гаджетов. А в учебные дни не стоит перегружать ребёнка дополнительными занятиями по принципу «драмкружок, кружок по фото, нам ещё и петь охота», – говорит мама восьмиклассницы Софья Пригова. – К тому же у нас сегодня большинству выпускников и так репетиторы нужны перед ОГЭ и ЕГЭ, не упадёт ли качество образования с появлением дополнительного выходного? Я думаю, что идеальным вариантом была бы свободная суббота с дистанционным обучением». В школе №3 посёлка Черноисточинск Пригородного района, которая перешла на пятидневную учебную неделю несколько лет назад, проблемы с освоением дисциплин не видят. «Безусловно, у нас произошло сокращение количества учебных часов, но не за счёт федерального компонента (основная образовательная программа осталась неизменной), а за счёт часов, отведённых на предметы, которые преподаются по выбору родителей, – говорит заместитель директора школы №3 Черноисточинска Виктория Бурова. – Но дети имеют возможность восполнить эти «потери» в рамках дополнительного образования. Что же касается учителей, то, да, они потеряли в зарплате, но незначительно. Для них гораздо ценнее то, что у них также появился дополнительный выходной, который они могут провести с семьёй. Это время ценно и для педагогов, и для родителей, и для детей. Во всяком случае, никто не сожалеет о том, что наша школа (как и все 13 школ Пригородного района) перешла на пятидневную учебную неделю». Опыт «школ-пятидневок» показывает, что изменить график обучения (до тех пор, пока эти изменения не произо­шли тотально) несложно, для этого нужны: инициатива родителей (в лице родительских комитетов), опрос всего родительского сообщества (за пятидневку должно проголосовать большинство) и решение администрации образовательного учреждения. Реформа: не гнать коней Август Белкин, заслуженный деятель науки России, доктор педагогических наук: – Главное, чтобы в эйфории от возможности получить дополнительный выходной, не наломать дров. Этот вопрос нельзя решать наспех, тут нужно «семь раз отмерить». Прежде всего стоит задуматься о том, чем будут дети заняты в полученное свободное время. Смогут ли родители, у которых в выходные немало дел, организовать их досуг? Будет ли он плодотворен с точки зрения педагогики, воспитания, укрепления здоровья? Меня по этому поводу «терзают смутные сомнения». Я наблюдаю, как и дети, и взрослые живут сегодня, уткнувшись в телефоны. По сути, школа или занятия в кружках и секциях – это пока единственное время, когда дети живут в реальном, а не в виртуальном пространстве. Если и дополнительный выходной будет проведён в телефоне или компьютере, какой будет прок? Очевидно, что никакого. Смущает меня и неизбежная перекройка учебной программы в сторону увеличения нагрузки на рабочие дни недели. Сегодня, к сожалению, и так не приходится говорить о глубине изучения материала, особенно по гуманитарным дисциплинам. Не получится ли, что мы будем скакать галопом по европам? Затевая какие-либо реформы в образовании, мы должны в первую очередь думать о ребёнке. И ещё о том, что не зря ведь сложились традиции отечественного образования, они были заложены достойными умами. В конце концов, образование СССР было самым сильным в мире, так есть ли смысл безоглядно отвергать всё наследие? Словом, не стоит гнать коней, и если уж что-то изменять в учебном процессе, то делать это нужно продуманно. Отдых лишним не бывает Любовь Малямова, главный педиатр Свердловской области: – Конечно, я поддерживаю инициативу перевода всех школ на пятидневную учебную неделю. При сегодняшней загруженности детей дополнительный день для отдыха лишним точно не будет. Сегодня же получается, что школьники полноценно не отдыхают: по сути, на отдых у них остаётся только один день. При этом выполнение домашнего задания нередко крадёт время сна, что абсолютно недопустимо. Мало того, что детям необходим 8–9-часовой сон, так ещё и отбой у них должен быть не позднее 22 часов, ведь время с 22.00 до 01.00 – это самый продуктивный, самый физиологичный сон. Напомню и про питание, интервалы между приёмами пищи у школьников не должны быть дольше 3–4 часов. Соблюдение режима питания – 90% здоровья ребёнка. Дополнительный выходной даст детям возможность больше времени проводить на свежем воздухе (об этом должны позаботиться родители), а пользу от прогулок трудно переоценить – это и укрепление иммунитета, и борьба с гиподинамией, и улучшение работы мозга, и поднятие настроения.

7 – 5 = счастливый школьник. В чём преимущества сокращения учебной недели
© АиФ Урал