Войти в почту

Быть ли творчеству? На дополнительное образование в Омске денег нет

По указу президента к 2020 году как минимум 75% детей по всей стране должны получать дополнительное образование. При этом выделяется мизерное финансирование на зарплату педагогам, строительство новых школ искусств и обновление инструментария. Вся система, по сути, держится на учителях старшего поколения, многие из которых отдали уже больше половины жизни детям. Молодёжь же отказывается работать в Омске за копейки - гораздо лучше уехать в большой город и найти себя там. Ещё одна проблема дополнительного образования - пренебрежение желаниями ребёнка. Зачастую взрослые, не разобравшись с интересами своего малыша, отдают его в «неправильную» секцию. Последствия могут самыми разными - от постоянных прогулов до конфликтов в семье. Мечтать за ребёнка вредно Реализовывать себя в детях эксперты не рекомендуют, ведь главная цель системы дополнительного образования как раз в том, чтобы предоставить возможность заниматься по интересам. К тому же сейчас в Омске при домах творчества действуют клубы для само­определения, где ребёнок может попробовать свои силы и в танцах, и в рисовании, и в актёрской игре, а уж потом определиться с основным хобби. Только на практике можно понять, к чему тяготеет ребёнок. «Взрослые часто ведут своих детей на секции интуитивно, следуя собственным желаниям, - говорит декан факультета довузовской подготовки и дополнительного образования ОмГПУ Татьяна Волгина. - И я в своё время привела дочь в центр развития, мечтая, как она будет порхать по сцене и танцевать. Именно этого я хотела в своей молодости! Каково же было моё удивление, когда узнала, что у моего ребёнка абсолютный музыкальный слух. Поэтому нужно понять, что интересно и близко конкретно вашему малышу, какие у него есть задатки». Ещё в XVIII веке, когда система дополнительного образования только начала зарождаться, франко-швейцарский философ Жан-Жак Руссо заложил в неё ключевой принцип, который состоит в том, что увлечения должны приносить человеку радость, ощущение свободы. И действительно, если в школе ребёнка обязывают изучать все предметы, входящие в программу, то в кружках он может заниматься тем, к чему лежит душа. При этом педагог должен выступать в роли товарища и наставника, осторожно открывая школьнику всё новые горизонты творческого развития. И даже оценки - далеко не главное в дополнительном образовании, ведь с их помощью нельзя полноценно измерить талант ребёнка. Мерилом творческих знаний становятся разнообразные конкурсы, фестивали и концерты. Дорогу юным талантам Омск - один из лидеров в сфере дополнительного творческого образования. В нашем городе действуют 32 детские школы искусств, десятки объединений в домах культуры и множество частных клубов по интересам. Перед детьми открывается целый спектр всевозможных увлечений, которые впоследствии могут перерасти в дело всей жизни. В следующем году омской системе дополнительного музыкального образования исполнится 100 лет. В 1920 году в городе появилась школа № 1 им. Ю. И. Янкелевича - первое учебное заведение, где дети могли научиться играть на баяне, аккордеоне и фортепиано. В преддверии важной даты одна из учениц музыкальной школы преподнесла ей самый ценный подарок. Юная скрипачка получила серебряную медаль на Дельфийских играх в Ростове. В следующем году омская система дополнительного музыкального образования отметит 100-летний юбилей. В омской школе искусств № 6 дети тоже не перестают радовать своих учителей. В этом году из 700 учащихся больше половины стали призёрами и победителеями конкурсов разного уровня. Это единственная школа в городе, где постоянно действуют четыре оркестра. Один из них в 2015 году представлял Омскую область на Неделе искусства в Каннах. Ученики постоянно участвуют в крупных состязаниях и фестивалях. Одна воспитанница школы, лауреат премии В. Спивакова, 17 октября будет выступать в омском Органном зале. Многие дети с ранних лет тянутся к тому, чтобы создавать что-то своими руками. Сейчас в Омске действуют четыре самостоятельные художественные школы, где обучают не только рисованию, но и лепке, скульптуре, азам архитектурного проектирования. Появляются и современные виды творчества. Например, в художественной школе № 3 в этом году открылась группа по фьюзингу - изготовлению предметов из плавленого стекла. Кроме того, в городе набирает обороты керамическое направление, проводятся фестивали по гончарному искусству. Поэтому с уверенностью можно сказать, что школы искусств - это не канонические учреждения. Они всегда идут в ногу со временем. Вместе с тем в омских школах искусств активно развивается театральное творчество. И если на музыкальные и художественные направления процесс комплектации групп уже подходит к концу, то в драмкружок можно попасть в любое время. Психологи рекомендуют заниматься в таких секциях детям с проблемами общения. Совершенствуя актёрские навыки, можно избавиться от застенчивости и научиться контактировать с разными людьми.Отправляя детей в творческие секции, родители должны быть готовы к тому, что получение дополнительного образования - долгий системный процесс, который может занять до девяти лет. Минуя препятствия Омская система дополнительного образования - это прежде всего люди. Она держится на педагогах-профессионалах, которые делятся своими знаниями с детьми, несмотря на низкую зарплату. Именно из-за недостаточного финансирования в школы искусств не идут молодые педагоги. Проблема нехватки кад­ров в сфере дополнительного образования существует по всей России. Средний возраст педагогов-скрипачей в Омске - 62 года. Так, в школу № 3 последний раз преподаватель по этому направлению устраивался на работу 17 лет назад. Но, по словам руководителей детских объединений, настоящие преподаватели - люди далеко не случайные. Они уверены, что даже если те не будут получать зарплату - продолжат обучать детей творчеству. Проблемы в сфере дополнительного образования на сегодняшний день существуют как в нашем городе, так и по всей стране. В 2012 году был принят президентский указ, по которому требуется, чтобы к 2020 году не менее 75% детей были вовлечены в дополнительное образование, причём половина из них должны получать его из средств федерального бюджета. Но если количество воспитанников школ искусств постепенно приближается к желаемой отметке, то вопрос денежной поддержки остаётся открытым. Поддержки не будет «Финансирования из федерального бюджета почти нет. Да, в последнее время благодаря нацпроектам оно немного увеличивается, но это капля в море. Когда я был в комиссии по поддержке молодых талантов, часто интересовался, получится ли у нас без денег исполнить указ президента, по которому 75% детей должны быть вовлечены в дополнительное образование. И мне почти всегда отвечали: «Вопрос выносили, но министерство финансов отказало», - комментирует депутат Государственной думы России Олег Смолин. - Тем не менее Омская область выглядит не хуже, чем страна в целом. В Госдуме три встречи подряд отмечают, что регион входит в пятёрку лучших по допобразованию. Этой осенью многие центры развития снова открыли свои двери для воспитанников. Всё ещё ведётся набор в секции по керамике, гончарному искусству, лепке, фьюзингу». Поспешите записаться «В Омске дополнительное образование продолжает динамично развиваться. Практически все наши преподаватели имеют высшее образование. Среди них есть и члены Союза художников, и заслуженные деятели культуры. Воспитанники школ искусств, как правило, продолжают образование в высших или средних учебных заведениях, а потом возвращаются уже в качестве преподавателей, - говорит главный специалист по работе с детскими школами искусств и детскими художественными школами департамента культуры города Омска Ольга Ерёмина. - Финансирование постепенно увеличивается в связи с тем, что мы расширяем площади центров детского образования. Заработная плата педагогов в этом году выросла на 4% - это более 1 тыс. руб. Сейчас учителя завершают комплектацию групп, но записаться ещё можно». Привлечь и удержать «Принято говорить, что педагоги получают 30 тыс. руб. Именно эта сумма оглашается. Но молодой преподаватель не получает таких денег. Мы с трудом удерживаем их. В прошлом году приняли двух учителей, но они долго не продержались, уехали из Омска. Вообще сегодня существует тенденция поскорее покинуть город. Однако в нашем деле случайных людей не бывает. Некоторым педагогам даже платить перестанешь - они всё равно будут ходить на работу. Но явно это не плюс нашей системы», - говорит Владимир Аксаментов, директор детской школы искусств № 6.

Быть ли творчеству? На дополнительное образование в Омске денег нет
© АиФ-Омск