Войти в почту

Погоня за будущим. Сельские школы в Тюменской области превращаются в научные центры

Шанс отличиться для каждого В кабинетах школы поселка Московский, где расположились «НаукоЛаб» и центр «Точка роста», пока установлено не все оборудование. Московская школа – одна из тех, которым повезло и где одновременно ученики получили сразу все возможности дополнительного образования. У них появился «НаукоЛаб», оборудование которого рассчитано на работу по естественнонаучному направлению. В современной лаборатории школьники из 7–11-х классов смогут заниматься физикой, химией и биологией. Для этого закуплен комплект оборудования из 155 наименований. В него входит лабораторная посуда, электронные приборы, датчики, современные микроскопы и микропрепараты. Рядом с лабораторией – кабинеты центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Здесь для ребят устроены компьютерный класс, класс робототехники, шахматная гостиная и коворкинг-зона. Оборудование и техника – все новое. «Уже привезли шлем виртуальной реальности. Ждем компьютерную технику, квадрокоптер и 3D-принтер», – рассказывает руководитель этого центра Елена Ильина. Весной, когда стало известно, что на базе школы в Московском появится современный центр для школьников, здесь начали думать, где его расположить. Свободных помещений в школе нет – дети занимаются в две смены. Под кабинеты было решено отдать второй этаж над спортивным залом. «На работы ушло все лето. Быстро сделали ремонт. Подключили все свои ресурсы – и моральные, и материальные, и людские. Для нашей школы это большое событие. Ребята уже с начала года ходили и заглядывали в кабинеты, ждали открытия. И что немаловажно, заниматься в этом центре будут дети не только нашего села, но и восьми соседних. Для тех ребятишек, у которых нет другой возможности познакомиться с компьютерными технологиями, это очень важно. Тем более что занятия бесплатные», – рассказывает директор школы Наталья Михальчик. Стоит сказать, что всего в школах Тюменской области появилось 104 «НаукоЛаба». Их открыли как в городских, так и в сельских школах. А вот центры «Точка роста» – проект исключительно для сельских школ, ученики которых не имеют таких больших возможностей для получения допобразования. Теперь осваивать цифровые технологии и не только будут в 28 школах региона. Этот проект рассчитан на учеников с 1-го по 11-й класс. Ожидается, что в работу «Точек роста» вовлекут порядка 66 тысяч учеников, проживающих в тех муниципалитетах, где появились эти центры. Отметим также, что во все школы закуплены стандартные наборы оборудования за счет бюджета, причем федеральный бюджет закрыл менее трети затрат, остальное – за счет региональной казны. Иллюзий по кадрам не было Правда, оснащение сельских школ современным цифровым оборудованием – это только полдела. Большой вопрос в кадрах. Не секрет, что на селе, особенно в отдаленных районах области, эта проблема стоит очень остро. Иногда непросто оказывается найти учителя-предметника, а уж о преподавании цифровых технологий и робототехники речи и вовсе не идет. По словам заместителя начальника отдела общего образования департамента науки и образования Тюменской области Ольги Розовик, эта проблема была принята во внимание изначально. А потому руководители школ, на базе которых появились образовательные площадки, имели возможность действовать по ситуации: либо набирать новых специалистов соответствующих профилей, либо обучать подходящие школьные кадры. В каждой «Точке роста» было открыто семь вакансий, включая руководителя центра. В большей части школ эти вакансии были закрыты как раз за счет внутренних ресурсов. Летом около тысячи учителей технологии прошли курсы в Томске, в октябре к поездке готовятся учителя информатики. Цифровой разрыв есть, и его нужно преодолевать Уменьшение разрыва между городскими и сельскими школами – одна из больших задач нацпроекта. Ольга Розовик уверена, что она вполне решаема. Так когда-то введением ЕГЭ были уравнены шансы выпускников на поступление в любой вуз, независимо от того, где учился ребенок – в столице, городской школе или на селе. «Нужно, чтобы на базе школ заработали эти новые инструменты и современные технологии. Сельские дети должны стать конкурентоспособными. Если для городских школьников есть масса возможностей получить допобразование в современном формате – созданы и кванториумы, и технопарки, то где в сельской местности можно найти такую начинку для разных современных направлений по информатике, технологии, программированию? Вот как раз «Точки роста» закроют этот запрос», – считает Ольга Розовик. Директор национального центра цифровой экономики МГУ Татьяна Ершова уверена, что необходимые ресурсы, по крайне мере, для решения основных задач по цифровизации образования в стране есть. «Безусловно, нужно преодолевать цифровой разрыв между сельскими и городскими школами. Я просто рада, что такая задача стоит в нацпроекте. Это правильный вектор. За предыдущие годы, 20–25 лет, была достаточно хорошо подготовлена почва. Осталось теперь готовить учителей, человеческий капитал к тому, чтобы продвигать цифровые технологии в школу. Потому что компьютеры по большому счету закуплены, сети проложены и подготовлена почва для того, чтобы цифровизировать образование максимально и дать возможность учащимся использовать разные технологии, приложения в процессе обучения, для развития», – полагает эксперт. Специалист областного департамента образования Ольга Розовик добавляет, что созданием «Точек роста» работа по ним не ограничится. Ведомство намерено следить за тем, чтобы эти центры выполняли свои функции, а энтузиазм не пропал после открытия. Фото: Елена Аталыкова, «Тюменский район», vk.com

Погоня за будущим. Сельские школы в Тюменской области превращаются в научные центры
© РИА "ФедералПресс"