Ещё

Первый «Ш» или один ученик в школе. Как учатся дети в городе и на селе 

Первый «Ш» или один ученик в школе. Как учатся дети в городе и на селе
Фото: АиФ – Юг
Из крайности в крайность — в школах не хватает мест, а в некоторых сельских классах по одному-два ученика. Как налажен образовательный процесс в обоих случаях? Не закроются ли хуторские и станичные школы через несколько лет? И сколько учебных заведений ещё нужно построить в краевом центре?
Остались только Э, Ю, Я В новом учебном году в только что открывшейся краснодарской школе установили очередной рекорд по числу первоклассников. Там набрали 24 первых класса по 30 учеников в каждом, дойдя до первого «Ш». Школу на ул. Героя Аверкиева начали строить три года назад. В здании площадью в почти 22 тысячи квадратных метров полсотни учебных классов, несколько спортивных залов, столовая на 600 посадочных мест, библиотека, актовый зал, гардеробные. Школа рассчитана на 1 550 учащихся в одну смену, но за парты в этом году здесь сели в два раза больше детей. Их набрали по максимуму, потому что здание находится в большом микрорайоне, застройка которого ещё продолжается.
«Примерно процентов семьдесят наших учеников — приезжие из разных регионов страны: Сибири, Дальнего Востока. Есть дети из , , , . Мы никому не можем отказать в приёме, — говорит директор школы № 11 Елена Головачёва. — Честно говоря, готовиться к началу учёбы было сложно. Детки переходили к нам из соседних школ по полкласса, потому что здесь им ближе территориально. Они сдружились, и многие родители просили оставить ребят вместе, но даже физически нет такой возможности. Поэтому мы делали так: мальчиков стопочка, девочек стопочка, и кто куда попадёт. Такой вот «пасьянс». И классные руководители вытаскивали бумажечки с буквами классов, чтобы ни у кого не было обид».
В прошлом году числом «новобранцев» удивило учебное учреждение в Губернском микрорайоне, где был первый «Ч». В школьных журналах каждый год добавляется минимум одна новая буква, и при такой динамике скоро не хватит алфавита.
По данным департамента образования Краснодара, всего в этом сентябре в школу пошли 18,5 тысячи первоклашек. Это почти на полторы тысячи человек больше, чем в прошлом году. Из-за нехватки мест детям приходится учиться фактически в три смены. Официально такое не подтверждается, но на деле сплошь и рядом.
«Дочка учится во втором классе. В классе 38 человек. Уроки начинаются в 15:20, — рассказывает жительница Краснодара . — К этому времени малышка уже устаёт и не настроена на учёбу. Её распорядок дня такой: просыпается примерно в семь утра, когда собираем в детский сад младшего ребёнка. Завтракает, смотрит мультик, к девяти часам веду её в танцевальный кружок. Километр туда и столько же обратно пешком, час трудится на занятии. Потом у неё час-полтора свободного времени. Обычно гуляем, но в плохую погоду играет дома. Затем обедает и садится за уроки. От сорока минут до часа уходит на выполнение домашнего задания. Однако если нужно выучить наизусть стихотворение, времени требуется больше. В три часа выходим из дома в школу. Я не работаю, поэтому есть возможность везде её сопровождать. Заканчивается учёба в 20:10. Дома ужинает и ложится спать. Сил ни на что больше не остаётся. В школе есть первая смена, первая сдвинутая и вторая. Но, как её ни назови, по сути это третья».
По прогнозам Научно-исследовательского института перспективного градостроительства, в кубанской столице должно быть 166 школ, сейчас их чуть больше 90. Детских садов в настоящее время 171, а необходимо 430.
Единственный первоклассник
В прошлом году Краснодар официально стал миллионником, хотя фактически живёт и работает в городе ещё больше людей. А вот небольшие станицы и хутора, наоборот, пустеют. В хуторе Кадухин Усть-Лабинского района в первый класс пришёл единственный ученик. Для малокомплектного учебного учреждения это не первый случай. В восьмом классе там учится одна девочка. Все шесть уроков по расписанию она наедине с учителем. В пятом классе — двое.
«Всего в школе учится 38 детей, — рассказывает заместитель директора Татьяна Мочалова. — В начальном звене у нас классы-комплекты, то есть первый и второй классы учатся вместе, также в одном кабинете третий и четвёртый. Остальные — объединять нельзя. Поэтому пока первоклассник будет не один — во втором классе пять человек, будет заниматься с ними.
Изначально планировали, что к нам придут пять новых учащихся, но перед началом учебного года выяснилось, что родители записали детей в городскую школу — ближе к месту своей работы. Маму предупредили о том, что её ребёнок единственный, она была не против. А мальчик очень способный. Умеет читать, на уроках активен. Учителей пока хватает, приезжают вести уроки педагоги из соседних посёлков.
Эта школа всегда была маленькой. В своё время в ней насчитывалось 47 человек. Но работы в хуторе нет, люди уезжают. Два раза в год делаем дворовый обход, узнаём, сколько учеников ожидать. В ближайшее время количество так и будет сохраняться в пределах 38-39 детей. Через десять лет может сократиться до 29».
Похожая ситуация в станице Шапсугской Абинского района. Там в первый класс пришли двое братьев-двойняшек. В школе 50 учеников. Исходя из специфики, это комплект. Такое количество держится уже на протяжении 10-15 лет, до этого было чуть больше. Сейчас в станице проживает около 500 человек. Есть пилорама, клуб, библиотека, магазины, почта, турбазы. Летом приезжают туристы.
По следам Столыпина
«Дети маленькой хуторской школе занимаются по такой же программе, как и в любом другом городе или селе, — рассказывает учитель истории ООШ №7 ст. Шапсугской Наталья Шляхова. — Сдают ГИА. Как и везде, есть высокие результаты и низкие. Конечно, лучше материал усвоит класс в десять учеников, чем в сорок. Чем меньше человек, тем больше качества, однако многое зависит ещё от самих детей и их родителей. Ни для кого не секрет: городские мамы и папы больше занимаются с детьми, чем сельские. В селе школа — это не только место учёбы, а вообще единственный культурный центр. Здесь проходят праздники, торжественные события».
«Тенденция, когда в городах школы переполнены, а в сёлах недобор, существует не только на Кубани, а по всей стране, — говорит доктор социологических наук . — В одном регионе более ярко проявляется, в другом — менее. Краснодар на третьем месте в России по миграции, после Москвы и Санкт-Петербурга. Инфраструктура города сильно перегружена. Как правило, переезжают горожане из других регионов, которые не могут заниматься сельским хозяйством. Едут жители станиц, поэтому сёла пустеют, город переполнен. Перегруженные школы и классы с одним ребёнком — две крайности, и какая из них хуже, сказать трудно. Ведь там, где двадцать первых классов, всегда заняты туалеты, очереди в столовой — а это риски эпидемии. Один ребёнок в классе тоже не должен находиться. Нельзя забывать о социализации, которая происходит в школе.
И такая ситуация будет продолжаться — в краевой центр будут переезжать, а сёла вымирать. Малые хутора уже пропадают. Самое худшее, что может произойти, — это если останутся мегаполисы, а вокруг них пустыни. Такое допустить нельзя, нужны государственные программы по поддержке села. Например, гранты для людей, которые будут селиться в деревнях. Вспомним реформы Столыпина. Переселенцам выделяли деньги, кредиты без процентов, давали отсрочку от службы в армии. И сейчас нужно придумать что-то, что привлекало бы людей в сельскую местность».
Спецназ взял штурмом дом вора в законе
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео