Войти в почту

«Доброжелательная школа». Как будет развиваться образование в Белгороде

Что нового принесёт этот учебный год, как изменятся белгородские школы? Об этом рассказала начальник департамента образования Белгородской области Елена Тишина. Школа полного дня — Елена Георгиевна, в этом году в регионе объявлена новая Стратегия развития образования «Доброжелательная школа» — какие перемены принесёт этот проект? — Изменения коснутся каждой образовательной организации, будь то детский сад или школа. Региональная Стратегия — это очень масштабный проект. «Доброжелательная школа», прежде всего, — это безопасность, комфорт, благоприятные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Поэтому очень серьёзное внимание будет уделено реорганизации и совершенствованию психолого-педагогического сопровождения как детей, так и взрослых: родителей, педагогов. Проблема профессионального выгорания, к сожалению, очень актуальна в педагогической профессии. Изменения коснутся и содержания образования: в первую очередь, это перевод школ в режим функционирования в течение полного дня, внедрение бережливых инструментов, зонирование образовательного пространства и, конечно, изменение в подходах к воспитанию. Сейчас разработан проект «Кодекса доброжелательности», который проходит широкое общественное обсуждение и будет внедрён как свод определённых правил поведения для детей и взрослых в каждой образовательной организации. — Этот кодекс где-то можно увидеть, прочесть? — Да, проект кодекса размещён на нашем официальном сайте, и мы направили его в каждую образовательную организацию, так что и педагоги, и родители могут включиться в его обсуждение. — Один из принципов «Доброжелательной школы» — это полный день. Везде ли это осуществимо? Снимет ли это проблему продлёнки, которая существовала не во всех школах и не везде была бесплатной? — Социальный заказ на школу полного дня был, есть и будет. Но я бы не хотела ставить знак равенства между школой полного дня, группами продлённого дня или платными группами по присмотру и уходу, которые существуют сейчас, потому что ранее в этих группах не было образовательной составляющей. Школа полного дня — это, прежде всего, индивидуальный маршрут ребёнка, как в урочное, так и во внеурочное время, с учётом его увлечений, участия в кружках, секциях, творческих объединениях. Конечно же, предполагается и организация качественного питания, и новые подходы к организации отдыха и занятости ребёнка, прогулок на свежем воздухе и т. д. Большинство родителей сейчас очень загружено на работе, и, приходя вечером усталые домой, не все могут уделить достаточно времени своему ребёнку, а, тем более, ещё и выполнить с детьми домашнее задание. Так что есть необходимость в том, чтобы дети были заняты после уроков, и, главное, чтобы им помогли приготовить домашнее задание в то время, пока родители на работе. А если ребёнок хочет посещать организации дополнительного образования, досуговые центры — никто этому не будет препятствовать. Современное оснащение — Сколько новых школ добавилось в регионе в этом году, и есть ли среди них какие-нибудь особенные? — В этом году в регионе открылись три школы-новостройки: две — в городе Белгороде и одна — в Белгородском районе, под очень звучным названием «Вектор успеха». Эта школа расположена в массиве № 54 посёлка Разумное, она построена в рамках национального проекта «Образование» с привлечением средств федерального бюджета. На сегодняшний день это, пожалуй, одна из самых современных школ, в том числе и в части технических средств оснащения: есть 3D-лаборатория, класс робототехники, класс IT-технологий, лего-лаборатория, прекрасная спортивная база. Школа рассчитана на тысячу мест, общая площадь объекта составляет более 16,5 тыс.м².Здание поделено на начальную, основную и старшую школы, причём каждый блок имеет свой спортзал. Общими для всех учеников стали столовая и бассейн на первом этаже, актовый зал и музей — на втором, а также школьная библиотека. Школа «Вектор успеха» тоже работает по модели школы полного дня — то есть ученики после уроков имеют возможность сделать домашнее задание, посетить кружки и спортивные секции под присмотром педагогов. Также в Белгороде в новом учебном году распахнули свои двери две начальных школы — детских сада в микрорайонах «Новая жизнь» и «Спутник». Первая — это школа — детский сад № 28 «Акварель», рассчитанная на 400 мест, по 200 на школьников и на дошкольников. Кстати, проект этой школы получил золотой диплом президента Союза архитекторов России. В детском саду сформировано восемь групп, одна ясельная. У каждой свои площадки, раздевалки, игровые, спальни, буфетные, общие только музыкальный и физкультурный залы. В начальной школе — восемь кабинетов, две спальни, игровая для группы продлённого дня, кабинет для детей с ограниченными возможностями. В микрорайоне «Спутник» открылось ещё одно совмещённое учебное заведение № 8, где в детский сад и школу могут принять по 150 воспитанников. Две из восьми детсадовских групп — для детей младшего возраста. Акцент обещают сделать на инженерно-техническое образование. Питание и вторая смена — Очень больной вопрос — вторая смена. Сколько её ещё придётся терпеть? — Мы пытаемся планомерно двигаться к ликвидации этой проблемы: в прошлом учебном году 2,7% школьников региона — это 4288 детей — обучались во вторую смену. Основное решение проблемы — это строительство больших школ-комплексов, каковой является, например,«Вектор успеха» в Белгородском районе. Причём строительство таких школ обязательно предусматривает софинансирование из федерального бюджета в рамках национального проекта «Образование». Мы запланировали строительство ещё нескольких таких школ, и это, я надеюсь, позволит нам решить проблему второй смены в 2021 году. — Во всех школах организовано питание — какова будет форма оплаты? — Да, горячее питание организовано во всех школах, ежедневно все школьники с первого по 11 класс получают горячий молочный завтрак, в рацион питания включены яблоки и хлебобулочные изделия. Этот порядок питания не меняется, мы только будем улучшать его качество. Практически половина стоимости школьного питания — это средства областного бюджета, которые направляются в муниципальные образования области. Кроме того, школьники льготных категорий — дети из многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья — полностью питаются за счёт средств областного бюджета. Остальные средства — это родительская плата, она немного варьируется в разных муниципалитетах области, но не превышает 80 рублей в день. Что касается формы оплаты, то мы постепенно переходим на безналичную систему. — Ещё одна проблема для учителей — это мобильные телефоны в руках учеников. В некоторых школах их сдают перед уроками — обязательно ли это для всех? — По поручению губернатора области мы работали над решением этой проблемы с прошлого года. Подтверждением тому, что мы движемся в правильном направлении, служат методические рекомендации, которые подготовлены Рособрнадзором и Министерством просвещения РФ. В них как раз рекомендуется ограничить использование мобильных телефонов и других гаджетов во время образовательного процесса и предусмотреть места для их хранения в учебное время, что, собственно говоря, уже предусмотрено практически во всех школах области. — Ещё одно новшество этого года — это системы контроля и управления доступом в образовательные учреждения (СКУДы). Чем они лучше вахтёров и охранников? — Системы контроля и управления доступом — это не новшество для Белгородской области. В 29 школах города Белгорода такая система уже функционирует. СКУД может включать и турникеты, и электронные карты, и браслеты, и системы визуальной идентификации личности. Последнее, конечно, самое эффективное, но при этом и самое дорогое. Да, школа — не военный объект, но те случаи, которые совсем недавно произошли в учебных заведениях различных регионов страны, подтверждают, что система контроля доступа в школу необходима. Проблема обозначена и на федеральном уровне, поэтому в рамках реализации национальных проектов эта задача, несомненно, будет решаться.

«Доброжелательная школа». Как будет развиваться образование в Белгороде
© АиФ