Войти в почту

Крупный образовательный форум пройдёт в островной области

Международный Южно-­Сахалинский образовательный форум «Образование – энергия будущего» пройдёт на открытых площадках города 14, 15 и 16 августа. О целях, которые преследует форум, о его мероприятиях и участниках, о местах проведения мастер-­классов, сессий, круглых столов, научных и общественно-­профессиональных дискуссий рассказывает директор департамента образования Южно­Сахалинска Анастасия Киктева Цели форума ­ Что такое образовательный форум, и какие цели он преследует? ­ Впервые город Южно-­Сахалинск вышел с инициативой провести на своих открытых ландшафтных площадках образовательный форум, целью которого будет представление на педагогическую и общественную экспертизу Концепции развития образования города до 2030 года. Мы стратегически сформировали документ, в котором определили важные, с нашей точки зрения, направления развития образования областного центра, и хотим обсудить это на уровне педагогической экспертизы, общественной экспертизы горожан, а также научной и законодательной экспертизы. Это обсуждение нужно для того, чтобы данная концепция смогла стать достойной основой финансово-­экономической программы для реализации намеченных изменений в последующие годы. В программе форума предусмотрен ряд экспертных площадок. Например, на базе Сахалинской областной думы будет проходить экстренный круглый стол «Законодательство в сфере образования» с участием депутатов областной и городской думы, комитета по образованию и науке. Общественная экспертиза станет возможна при работе открытых площадок форума, предполагающая активную обратную связь с участниками, голосования по основным тезисам концепции. Принять участие в голосовании также можно будет на сайте поддержки форума ЮСОФ.РФ. За научную экспертизу «отвечают» академики РАН, заявленные и планирующие принять участие в работе форума; данный документ (Концепция развития образования города) будет тщательно изучен на уровне академии и получит соответствующую оценку. Таким образом, цель форума – общественная экспертиза нашей концепции, которая описывает ожидаемую нами перспективу в сфере развития образования и ряд принятых нами тезисов: 1. Цифровизация образования. Мир движется к обработке больших массивов данных. Наш опыт в этой области ещё не так велик – это информационная система «Сетевой город. Образование», ресурсы которого мы до конца ещё не используем. Процесс цифровизации более глубок, чем принято считать. Он не связан непосредственно только с цифровыми методами обучения, с использованием цифровых образовательных ресурсов. Он связан и с анализом большого количества данных и принятием на этой основе определенных решений. Он связан с ведением единых баз данных, с интенсивностью прохождения определённых документов. При этом бесспорно, что в процессе обучения очень важно живое общение, комбинирование форм. 2. Инфра­структурное обновление образования; инфраструктура образовательного учреждения должна быть не типовой, идти от концепции учреждения (примеры: гимназия № 3, коррекционная школа). 3 Принцип «расшколивания», выведения образовательного процесса из учебных кабинетов, принятие той позиции, что образовательный процесс происходит везде. Замечательный пример «расшколивания» ­ опыт 11­-й школы, когда образовательное учреждение на основе договора выходит в иное учреждение, даже иного ведомства (министерства культуры), в рамках более полного использования образовательных ресурсов. 4. Создание насыщенной образовательной среды, в которой каждый ребёнок, в зависимости от потребностей, сможет выстроить свой индивидуальный образовательный маршрут. Гимназия №3, работа которой как раз и организована по этому принципу, будет в рамках форума презентовать подобную цифровую платформу. При положительном отношении общественности к документу он ляжет в основу финансово­-экономической образовательной стратегии города, станет основой для поддержания и реализации озвученных идей. ­ Каких гостей будет принимать Южно­-Сахалинск? ­ Уже открыта регистрация для участников форума. Нам очень приятно, что к нам едут и директора московских школ, и педагоги Владивостока, Казани, Благовещенска, Ижевска… География ожидаемых нами гостей очень большая: это и Дальний Восток, и средняя полоса России. Так как носителями обсуждаемой концепции являются педагоги Южно­-Сахалинска, то большая часть участников форума – руководители и педагоги города. Зарегистрированы педагоги из районов области. Нам очень интересно мнение наших иностранных коллег, потому что определённые тренды в развитии образования являются мировыми (например, цифровизация, интерес к робототехническому творчеству), мы не можем замкнуться в своей среде и игнорировать общемировые глобальные процессы. Так что мы небезосновательно ожидаем мощное представительство на нашем форуме. С получением диплома образование не заканчивается ­ Расскажите более подробно о самой программе форума. ­ Мероприятий на период проведения форума – с 14 по 16 августа – планируется много. Первый день – это торжественное открытие, протокольные мероприятия, где мы заявляем о программе, после обеда – ряд круглых столов по различным направлениям. Очень интересное мероприятие этого дня, на мой взгляд, ­ мастер­-класс и урбанистическая мастерская в рамках детского кинофестиваля «Игра света» Алексея Аграновича. Уже год ребята готовятся к этому фестивалю, который станет предтечей кинофестиваля «Край света», они продемонстрируют горожанам результаты работы четырёх мастерских. Один из самых серьёзных игроков в сфере образовательной политики России, Москвы – Институт проблем образовательной политики «Эврика». Сопровождая инновационные процессы в образовательных учреждениях, они выстроили работу стратегических сессий (проводятся дважды в год), и руководители образовательных учреждений города являются постоянными их участниками. «Эврика» ­ наш образовательный партнёр, с которым мы работаем уже больше десяти лет, – примет активное участие в работе экспертных площадок форума; благодаря этому участию мы будем иметь очень серьёзное экспертное мнение по поводу тех изменений и процессов, которые происходят в нашем городе. В условиях неопределённости будущего мы, уже здесь и сейчас, должны заложить определённые основы развития образования. На современном этапе не столько востребованы предметные знания и общая эрудиция, сколько формирование навыка учиться, поиска информации, критического отношения к ней, формирование навыка работать в команде (при этом не обязательно иметь только лидерские качества, нужно уметь выполнять в команде разные роли). Исходя из этого, мы в рамках форума хотим продемонстрировать яркий, замечательный опыт учреждений, событийный характер определённых мероприятий, который эти вещи демонстрирует. На второй день работы форума (в первой его половине) будет представлен наш опыт на ряде открытых площадок. Мы покажем, как наши дошкольники работают в предметно-­развивающей среде, создавая своих первых роботов, изучая естественно­-научную картину мира с помощью специального оборудования (которое приобретено для дошкольных учреждений города и используется в системе). Мы (а именно педагогическое сообщество «Ассоциация молодых педагогов» и Клуб ветеранов педагогического труда) покажем роль общественных инициатив в развитии образования. Интересная площадка – объединенная площадка детского сада № 9 «Чебурашка» и Восточной гимназии – продемонстрирует свой опыт полилингвального образования в поликультурной, двуязычной среде русского и корейского языков. Интересные площадки по этнокультурному образованию покажет департамент культуры администрации города. 16 августа, в первой половине дня, пройдёт около 13 площадок на открытом пространстве города (Театр кукол, восточный факультет СахГУ, Парк культуры и отдыха имени Юрия Гагарина, МАОУ «Гимназия № 3»). География площадок позволяет всем желающим принять участие в максимально возможном количестве мероприятий насыщенной программы форума. В рамках программы запланировано очень интересное мероприятие с представителем Рособрнадзора (федеральная надзорная структура в сфере образования), «разговор по­взрослому», в ходе которого от заинтересованных старшеклассников будут приниматься вопросы об образовании, оценки его качества. Представители такого серьёзного ведомства напрямую пообщаются с ребятами. Будут и другие площадки с участием дошкольных организаций, будет представлен опыт экокультурного образования. Так как образование не может быть «бездетным» изначально, то дети – наша целевая аудитория. На вторую половину дня в стеклянном павильоне городского парка намечена сводная дискуссия, посвященная Концепции развития системы образования города. По её итогам будет принята резолюция, записаны все поступившие предложения. Мы еще раз хотим подчеркнуть, что образование не заканчивается с получением диплома, а только продолжается. Ряд мастерских форума будут направлены на то, чтобы наглядно продемонстрировать это.

Крупный образовательный форум пройдёт в островной области
© Аргументы Недели