Войти в почту

Как осваивают «цифру» в сельской школе

Завуч Селиховской СОШ Любовь Морозова рассказала о новых технологиях в обучении - Любовь Ивановна, сколько вы уже работаете в школе? - Свою деятельность я начала в декабре 1976 года. Учителем хотела стать с раннего детства, а любимым предметом в школе была география. Поэтому по окончании школы, не стоял вопрос, куда идти учиться. В 1972 году я поступила на естественно – географический факультет педагогического института. В 1977 году получила диплом учителя географии и биологии средней школы, работать устроилась сразу по специальности в Селиховскую среднюю школу Курского района. На сегодняшний день я занимаю должность заместителя директора и преподаю географию, мой стаж составляет уже 42 года. (На фото: Любовь Морозова - учитель высшей категории. Имеет нагрудный знак «Почетный работник общего образования» Министерства образования РФ) - Вы застали еще советскую систему образования. В чем, на ваш взгляд, принципиальные отличия в обучении тогда и сейчас? - На мой взгляд, в СССР профессия педагога была одной из самых уважаемых. Учитель не только передавал своим ученикам необходимые знания, но и во многом определял будущую личность. Сейчас дети стали более открытыми, даже дерзкими. Они готовы отстаивать свое мнение. Учителям приходится убеждать и доказывать свою правоту. Ученики понимают, что теперь для родителей учитель не авторитет и пользуются этим. Поэтому педагог в большей степени рассчитывает только на себя. Как бы то ни было, прежние стандарты не применимы к современным детям, им нужен иной подход, учителям приходится соответствовать. В то же время большим плюсом современного образования стала возможность проявить себя. Раньше основными инструментами у меня на уроке были мел, тряпка, карты, таблицы, схемы, сюжетные картины. Была одна учебная программа, которой были обязаны следовать все. Сейчас педагог волен выбирать и даже создавать свою собственную программу, и я стараюсь идти в ногу со временем, применять новые методы. - Какие, например? - Я лично постепенно осваивала новые технологии. Например, в 1980 году школе дали киноаппарат «Украина». Тогда же я получила удостоверение кинодемонстратора и стала показывать учебные фильмы не только на своих уроках, но и помогала другим учителям. Кинофрагменты учебных фильмов на уроке были изюминкой того времени. В 2007 году я успешно освоила курс « Основы компьютерной грамотности». Мы с детьми стали работать над созданием проектов, презентаций. В 2012 году вместе с учениками моего класса стали победителями областного конкурса «Мы перед памятью в долгу». В октябре 2013 года мне предложили участвовать в проведении дистанционного обучения учеников области. С октября по март я готовилась к этому, изучила много литературы, методических рекомендаций, потому что это было ново. Я должна была дать 4 дистанционных урока по теме «Подготовка школьников к экзаменам по географии». Вместе с учениками обсуждали, какие вопросы наиболее трудные, какие задания прорешать из КИМов. Была выбрана тема «Население», уровень С. Транслировали мои уроки в те школы, где было специальное оборудование. В ходе занятий я находила наиболее трудные задания, объясняла их, прорешивала вместе с детьми, отвечала на вопросы, которые остались непонятными. Мне было очень трудно, так как количество обучающихся было более 60 человек. В классах нашей школы в среднем по 10 учеников. - Что вы думаете о цифровизации в образовании? - Сейчас очень много говорят о цифре. В нашей небольшой сельской школе также вводим цифровое образование. Каждый учитель прошел курсы работы на компьютере на уровне пользователя. В каждом классе есть интернет, мультимидийные установки. Это дает большие возможности: обучение- онлайн, дистанционное обучение, использование интернет-ресурсов и т. д. Если у ребенка конкретный вопрос или проблема, он может и сам легко найти решение в интернете. Когда нужно подготовиться к олимпиадам или экзаменам - поможет профессиональный онлайн-преподаватель. На интерактивных курсах или занятиях со скайп-репетитором ребенок использует сервисы и приложения не для галочки, а чтобы решить свою образовательную задачу. Приложения помогают быстрее и легче научить ребенка читать и решать задачи. Ученые выяснили, что на обычных уроках дети запоминают всего 5% информации, а после работы на обучающем сайте - в три раза больше. Я много изучила литературы по этой теме, была на курсах повышения квалификации по географии, где нам читали лекцию по цифровому образованию. - С какими сложностями вы сталкиваетесь в процессе цифровизации? - Мы, учителя сельских школ, сталкиваемся с похожими трудностями. Не все дети имеют компьютеры дома, поэтому с трудом пользуются интернетом, не умеют найти нужный сайт и нужную информацию. Скорость интернета тоже не слишком высокая. - Как думаете, в будущем, не вытеснят ли гаджеты учителя из класса? - Думаю, что компьютеры возьмут на себя основной объем учительской рутины: будут учить основам, проверять знания и давать обратную связь. Живой педагог будет отслеживать динамику ребенка по отчетам машины, давать персональные консультации и обсуждать с учеником его прогресс. Но даже, если детям дать в руки гаджеты, это не значит, что им больше не нужны учителя. Учитель важен в любой школьной модели. Живое слово, живое общение, живой пример, отношение к жизни не заменит гаджет. В тему По данным администрации Курской области 11 школ Курской области оснастят современным компьютерным оборудованием. Это даст свободный доступ школьникам к онлайн курсам и образовательным платформам по принципу «одного окна» и др. На это выделено около 30 млн руб. А еще школам нужен высокоскоростной Интернет, который должен появиться в учебных учреждениях до 2024 года. Анна Власова

Как осваивают «цифру» в сельской школе
© Курские известия