Как не ошибиться при выборе ВУЗа
Поступление в ВУЗ- пора особых волнений 1,1я сотен тысяч выпускников школ и их родителей. Каких ошибок нужно избегать, рассказывает один из самых авторитетных ректоров страны, лауреат премии правительства России (2007) и правительства Санкт-Петербурга (2010, 2016) в области образования. Университет, возглавляемый Александром Сергеевичем Запесоцким, уже много лет имеет высочайший уровень абитуриентов и 100% трудоустройство выпускников. ОШИБКА ПЕРВАЯ: родители не должны навязывать детям место учебы вопреки их воле. Советовать и помогать абитуриентам можно и нужно. Но избыточное давление чревато неприятностями. Некоторые дети начинают в подобных ситуациях учиться спустя рукава и обвиняют родителей в своих неудачах. В конце концов со временем они все же меняют место учебы, специальность. А отношения в семье оказываются испорченными. Не следует чрезмерно опасаться ошибок при выборе специальности. Важно выбрать сообразно своим интересам одну из трех областей: техническую, гуманитарную или медицинскую. Любое образование в конечном счете ведет к успеху, если в нем есть сильная фундаментальная составляющая и человек хорошо учился. ОШИБКА ВТОРАЯ: нельзя выбирать хлебную или модную специальность. Не стоит позволять ребенку плыть по течению вслед за школьными товарищами. Бессмысленно изучать прогнозы о востребованности тех или иных профессий в будущем. Задача абитуриента - выявить собственное предназначение, призвание. Понять, к чему душа лежит. Человек должен не просто получить какую-то (якобы перспективную) профессию, а быть готовым с помощью образования максимально полно реализовать свои способности, свой потенциал. Быть первым в городе специалистом по лечению домашних животных куда лучше, чем одним из тысяч заурядных банковских служащих. Но стать лучшим можно только в деле, которое любишь, которым заниматься готов без устали. ОШИБКА ТРЕТЬЯ: игнорирование того обстоятельства, что дети, отправленные на учебу в иные регионы, потом редко возвращаются домой. Если родители не собираются со временем переезжать вслед за детьми, они рискуют их потерять. В период учебы люди, как правило, обрастают социальными связями и входят в окружающую культуру. В итоге ни то, ни другое терять не хотят. Стоит хорошо подумать, прежде чем отправлять детей на Запад. Выбирая между Москвой, Петербургом и обучением в регионах, важно учитывать степень самостоятельности ребенка, наличие внутреннего стержня, позволяющего противостоять скверным соблазнам. Следует оценить и материальный фактор. Если вопросы учебы и проживания решены, то минимальный бюджет для полноценной жизни в Петербурге составляет 20 - 25 тысяч рублей. В Москве эта сумма значительно больше. Совмещение учебы с работой крайне не желательно, особенно на первых курсах. А если студент не может позволить себе купить билет в театр, в кино, на концерт, не может нести расходы на досуг в кругу соучеников, ради чего ехать в большой город? ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ (семей с достатком): неправильная оценка потенциала абитуриента. У некоторых есть возможность оплатить учебу в любом вузе. Однако есть и вузы, предъявляющие серьезные требования к студентам вне зависимости от их платежеспособности. Слабых студентов это либо стимулирует к работе, либо лишает надежды на окончание данного вуза. Нельзя допускать, чтобы интересы ребенка были принесены в жертву амбициям родителей. Другая крайность: сильный абитуриент в слабом вузе угасает. ОШИБКА ПЯТАЯ: при выборе вуза нельзя руководствоваться рейтингами. Они не имеют отношения к качеству образования. Вы никогда не узнаете, как конкретно производятся расчеты, обеспечивающие места в верхней части таблицы тем или иным вузам. И это не случайно. Смею утверждать, что никаких научно обоснованных методов составления рейтингов не существует. ОШИБКА ШЕСТАЯ: нельзя выбирать вуз по сайту. Возможность заочного поступления сегодня преподносится чиновниками как одно из достижений, связанных с ЕГЭ. Однако нередко сайты - это одно, а вузы в реальности - совсем другое. Перед поступлением необходимо лично побывать в вузах, между которыми выбираешь. Оценить условия для учебы и эмоционально-психологическую обстановку. Некоторые вузы, имея сильный по формальным показателям профессорско-преподавательский состав, в повседневной жизни студентами интересуются мало. Не предъявляют требований ни к посещению занятий, ни к результатам самостоятельной работы. Но если маститые педагоги читают лекции в пустых аудиториях, толку от такого образования будет мало. Важно узнать о конкретной обстановке в вузе от людей, в нем обучающихся, либо их близких. К примеру, если в вузе комфортно лентяю, бездельнику, стоит держаться от такого заведения подальше. ОШИБКА СЕДЬМАЯ: нельзя игнорировать отношение администрации вуза к воспитательной работе. Строго говоря, образование состоит из обучения и воспитания. Воспитание должно быть направлено в первую очередь на формирование мотивации кучебе и системы ценностей. Ценности - это знания, культура, дружба и У взаимовыручка, дисциплина, трудолюбие, ответственность и т. д. и т. п. Но ценности передаются и воспринимаются совсем иначе, чем знания. Их усвоение связано с эмоциями, переживаниями. Здесь нужно управление молодежной средой, отбор лидеров и работа с ними, правильное включение студенчества в различные виды деятельности. Вот об этой стороне жизни учебного заведения можно узнать как раз на его сайте. Если нет новостей и объявлений о жизни студенческого самоуправления, дополнительной подготовке, культурно-досуговых и спортивных занятиях вне учебной сетки, если свободное время студентов не занято походами в театры и на выставки, встречами с интересными людьми, с участием в творческой деятельности, то молодежь данного вуза скорее всего сидит в социальных сетях, попивая пиво, а ближе к выходным рассредоточивается по сомнительным ночным заведениям. В то же время где-то рядом студенты другого вуза занимаются полезными для собственного развития вещами, обретая важные конкурентные преимущества. ОШИБКА ВОСЬМАЯ: стремление поступить на бесплатное обучение любой ценой. Как потом оказывается, ценой потери лучшего будущего. Данная ошибка совершается нередко дважды. Первый раз - погоней за Е\ "Э. Детей в старших классах натаскивают на решение тестов в ущерб развитию самостоятельности мышления, способности к анализу информации и оперированию ею, того, что сейчас называют креативностью. Упущенное в этот период развития потом, увы, не наверстать. Второй раз эта же ошибка совершается, когда человек не проходит по конкурсу в сильный вуз и идет учиться бесплатно «куда попало». Хорошее образование окупается года за полтора работы после вуза. А плохое... Ломаются судьбы. Это уже проблема на всю жизнь.