Войти в почту

Как не ошибиться при выборе ВУЗа

Поступление в ВУЗ- пора особых вол­нений 1,1я сотен тысяч выпускников школ и их родителей. Каких ошибок нужно из­бегать, рассказывает один из самых ав­торитетных ректоров страны, лауреат премии правительства России (2007) и правительства Санкт-Петербурга (2010, 2016) в области образования. Универси­тет, возглавляемый Александром Серге­евичем Запесоцким, уже много лет имеет высочай­ший уровень абитуриентов и 100% тру­доустройство выпускников. ОШИБКА ПЕРВАЯ: родители не должны навязывать детям место уче­бы вопреки их воле. Советовать и помогать абитуриентам можно и нужно. Но избыточное дав­ление чревато неприятностями. Неко­торые дети начинают в подобных си­туациях учиться спустя рукава и об­виняют родителей в своих неудачах. В конце концов со временем они все же меняют место учебы, специальность. А отношения в семье оказываются ис­порченными. Не следует чрезмерно опасаться ошибок при выборе спе­циальности. Важно выбрать сообраз­но своим интересам одну из трех об­ластей: техническую, гуманитарную или медицинскую. Любое образова­ние в конечном счете ведет к успеху, если в нем есть сильная фундамен­тальная составляющая и человек хо­рошо учился. ОШИБКА ВТОРАЯ: нельзя вы­бирать хлебную или модную специ­альность. Не стоит позволять ребенку плыть по течению вслед за школьными товари­щами. Бессмысленно изучать прогно­зы о востребованности тех или иных профессий в будущем. Задача абитуриента - выявить соб­ственное предназначение, призвание. Понять, к чему душа лежит. Человек должен не просто получить какую-то (якобы перспективную) профессию, а быть готовым с помощью образова­ния максимально полно реализовать свои способности, свой потенциал. Быть первым в городе специалистом по лечению домашних животных ку­да лучше, чем одним из тысяч зауряд­ных банковских служащих. Но стать лучшим можно только в деле, кото­рое любишь, которым заниматься го­тов без устали. ОШИБКА ТРЕТЬЯ: игнориро­вание того обстоятельства, что дети, отправленные на учебу в иные регио­ны, потом редко возвращаются домой. Если родители не собираются со вре­менем переезжать вслед за детьми, они рискуют их потерять. В период уче­бы люди, как правило, обрастают со­циальными связями и входят в окру­жающую культуру. В итоге ни то, ни другое терять не хотят. Стоит хорошо подумать, прежде чем отправлять де­тей на Запад. Выбирая между Москвой, Петер­бургом и обучением в регионах, важ­но учитывать степень самостоятель­ности ребенка, наличие внутреннего стержня, позволяющего противосто­ять скверным соблазнам. Следует оценить и материальный фактор. Если вопросы учебы и про­живания решены, то минимальный бюджет для полноценной жизни в Пе­тербурге составляет 20 - 25 тысяч руб­лей. В Москве эта сумма значительно больше. Совмещение учебы с работой крайне не желательно, особенно на первых курсах. А если студент не мо­жет позволить себе купить билет в те­атр, в кино, на концерт, не может не­сти расходы на досуг в кругу соучени­ков, ради чего ехать в большой город? ОШИБКА ЧЕТВЕРТАЯ (семей с достатком): неправильная оценка по­тенциала абитуриента. У некоторых есть возможность опла­тить учебу в любом вузе. Однако есть и вузы, предъявляющие серьезные тре­бования к студентам вне зависимости от их платежеспособности. Слабых студентов это либо стимулирует к ра­боте, либо лишает надежды на окон­чание данного вуза. Нельзя допускать, чтобы интересы ребенка были принесены в жертву амбициям родите­лей. Другая крайность: сильный аби­туриент в слабом вузе угасает. ОШИБКА ПЯТАЯ: при выборе вуза нельзя руководствоваться рей­тингами. Они не имеют отношения к качеству образования. Вы никогда не узнаете, как конкретно производятся расчеты, обеспечивающие места в верхней ча­сти таблицы тем или иным вузам. И это не случайно. Смею утверждать, что никаких научно обоснованных методов составления рейтингов не существует. ОШИБКА ШЕСТАЯ: нельзя вы­бирать вуз по сайту. Возможность заочного поступле­ния сегодня преподносится чинов­никами как одно из достижений, связанных с ЕГЭ. Однако нередко сайты - это одно, а вузы в реально­сти - совсем другое. Перед посту­плением необходимо лично побы­вать в вузах, между которыми выби­раешь. Оценить условия для учебы и эмоционально-психологическую обстановку. Некоторые вузы, имея сильный по формальным показателям профессорско-преподавательский со­став, в повседневной жизни студен­тами интересуются мало. Не предъ­являют требований ни к посещению занятий, ни к результатам самосто­ятельной работы. Но если маститые педагоги читают лекции в пустых ау­диториях, толку от такого образова­ния будет мало. Важно узнать о конкретной обста­новке в вузе от людей, в нем обучаю­щихся, либо их близких. К примеру, если в вузе комфортно лентяю, без­дельнику, стоит держаться от такого заведения подальше. ОШИБКА СЕДЬМАЯ: нельзя игнорировать отношение администрации вуза к воспитательной работе. Строго говоря, образование состоит из обучения и воспитания. Воспитание должно быть направлено в первую очередь на формирование мотивации кучебе и системы ценностей. Ценности - это знания, культура, дружба и У взаимовыручка, дисциплина, трудолюбие, ответственность и т. д. и т. п. Но ценности передаются и воспринимаются совсем иначе, чем знания. Их усвоение связано с эмоциями, переживаниями. Здесь нужно управление молодежной средой, отбор лидеров и работа с ними, правильное включение студенчества в различные виды деятельности. Вот об этой стороне жизни учебного заведения можно узнать как раз на его сайте. Если нет новостей и объявлений о жизни студенческого самоуправления, дополнительной подготовке, культурно-досуговых и спортивных занятиях вне учебной сетки, если свободное время студентов не занято походами в театры и на выставки, встречами с интересными людьми, с участием в творческой деятельности, то молодежь данного вуза скорее всего сидит в социальных сетях, попивая пиво, а ближе к выходным рассредоточива­ется по сомнительным ночным заве­дениям. В то же время где-то рядом студенты другого вуза занимаются по­лезными для собственного развития вещами, обретая важные конкурент­ные преимущества. ОШИБКА ВОСЬМАЯ: стремле­ние поступить на бесплатное обуче­ние любой ценой. Как потом оказывается, ценой поте­ри лучшего будущего. Данная ошибка совершается нередко дважды. Первый раз - погоней за Е\ "Э. Детей в старших классах натаскивают на решение те­стов в ущерб развитию самостоятель­ности мышления, способности к ана­лизу информации и оперированию ею, того, что сейчас называют креативно­стью. Упущенное в этот период разви­тия потом, увы, не наверстать. Второй раз эта же ошибка совершает­ся, когда человек не проходит по кон­курсу в сильный вуз и идет учиться бес­платно «куда попало». Хорошее образо­вание окупается года за полтора работы после вуза. А плохое... Ломаются судь­бы. Это уже проблема на всю жизнь.