Ещё

«Сибирских выпускников любят в Москве: они очень трудолюбивые и менее притязательные по зарплате» 

Фото: РИА "ФедералПресс"
Наталья Викторовна, недавно министр образования и науки РФ Михаил Котюков выступил с заявлением, что механизм определения контрольных цифр приема будет пересматриваться. Специалисты федерального Минобрнауки проведут изучение данных по трудоустройству и баллам ЕГЭ у абитуриентов, но это все претворится в жизнь лет через пять. Пока же мы можем наблюдать, что в Новосибирской области, в отличие от других сибирских регионов, в этом году выросли контрольные цифры приема. С чем это связано?
— Вы правы, в этом году наблюдается почти 30-процентное увеличение объема государственного задания вузам Новосибирской области. Во многом мы связываем это с избранием на должность губернатора Андрея Травникова. Наш губернатор уделяет существенное внимание подготовке кадров высшей квалификации. На его взгляд, это — существенный фактор, определяющий успех реализации стратегии социально-экономического развития региона. Обеспечение не только высокотехнологичных производств и наукоемких отраслей производства, но и подавляющего числа современных сфер занятости невозможно без кадров с высшим образованием.
Увеличение на 30% бюджетных мест в регионе можно назвать «восходящим трендом», потому что в среднесрочной перспективе пять лет назад мы наблюдали противоположную тенденцию. Некоторые направления подготовки и особенно подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре из года в год не получали бюджетных мест, несмотря на высокие рейтинги вузов нашего региона.
Восхождение началось пару лет назад. Некогда явный приоритет инженерных, технических специальностей сегодня сбалансирован. Мы понимаем, что обеспечивать кадрами необходимо все отрасли без исключения. И сегодня мы наблюдаем существенный интерес к такому направлению, как культура и искусство. В Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ) тоже увеличился объем бюджетных мест для приема абитуриентов, мы получили бюджетные места в аспирантуру. Есть поддержка по объемам госзадания у таких направлений, как «Искусствоведение», «Архитектура», «Дизайн», «Градостроительство».
Что касается трудоустройства, Новосибирская область не только позиционируется как самодостаточный субъект РФ по поставке кадров и подготовке для своих нужд, но еще и обеспечивает соседние регионы. Мы видим, что много выпускников вузов Новосибирской области трудоустраиваются на всей территории России, а также и за рубежом. Программа «Экспорт российского образования» — один из приоритетов национального проекта «Образование», в который вузы региона включились и успешно его реализуют. Мы принимаем на обучение соотечественников и иностранных абитуриентов. Я уверена, что регион не упустит лидерство в этой программе.
С чем был связан тренд пятилетней давности по снижению КЦП?
— Это была общероссийская тенденция, связанная с «кризисом перепроизводства» кадров в отдельных гуманитарных областях: «Экономика» и «Юриспруденция». Количество мест приема уменьшалось. Все остальные колебания объемов государственного задания на подготовку кадров были в пределах статистической нормы. Конкретно НГУАДИ это не коснулось.
Вы сказали, что 3–5 лет назад был крен в сторону технических профессий, сейчас наметился разворот в сторону гуманитариев. Не создает ли это проблемы Новосибирской области, ведь мы позиционируем себя как регион с наукоемким производством?
— Нет, я так не сказала. Тут немного другое: выровнялся баланс, но не в ущерб техническим специальностям. Количество мест приема прибавили всем остальным отраслям, и не только гуманитарным. Даже у нас, в творческой сфере, — существенное повышение. Совет ректоров во главе с председателем Н. В. Пустовым отмечает, что добавили места приема всем вузам. Действительно, начали уделять внимание всем направлениям и специальностям подготовки.
Для НГУАДИ в рамках увеличения количества бюджетных мест характерно большое количество абитуриентов с высокими баллами за ЕГЭ?
— Конкурс на места у нас, в самом деле, высокий всегда. Иногда даже жаль талантливых абитуриентов, которые не могут поступить к нам. В этом году у нас прогноз на повышение числа поступающих на 20%, и мест, соответственно, тоже больше.
Откуда они возьмутся? Больше приедут из городов Новосибирской области?
— На самом деле, и в нашем вузе, и в других отмечается очень большой приток абитуриентов из восточной части России. У нас где-то порядка 60% абитуриентов и студентов — не жители Новосибирской области.
С востока — это Восточная Сибирь и Дальний Восток?
— И не только.
Пытались понять, почему оттуда едут в Новосибирскую область?
— В нашем вузе это связано с учреждением Межрегиональной архитектурно-дизайнерской олимпиады для школьников: ребята в двух турах участвуют и побеждают, и это привлекает и выявляет талант из всех глубинок. Работают заочные школы подготовки. Сейчас география существенно расширяется за счет ЕГЭ — повысилась мобильность абитуриентов и активизировалась внутренняя студенческая миграция, и участие в олимпиадах активизировала эти процессы.
Несколько лет назад беседовал с тогдашним ректором Новосибирской консерватории Константином Курленей. Он рассказывал, что его абитуриенты из глубинки по окончанию остаются в Новосибирске или уезжают на запад страны, хотя их ждут дома, в провинции. С вашими выпускниками с востока страны похожая ситуация — куда они идут, где остаются?
— Я вынуждена подтвердить разочарование моего коллеги. Наше ожидание, что выпускники вернутся назад в то место, откуда они приехали, не оправдывается. В основном они остаются в Новосибирске, и, действительно, часто идет западный дрейф — в европейскую часть России и за границу. Мы стараемся взаимодействовать с работодателем, чтобы обеспечить их интересной работой в Новосибирске и оставить у нас, максимально заинтересовать и мотивировать, но тенденция нарастания мобильности сохраняется.
Почему считаете это негативным моментом?
— Мы рады за наших выпускников! В этом есть доля гордости: сибиряков любят и в Москве, и в Петербурге, очень трудолюбивые и креативные, жаждут интересной работы и азартные. Но я озабочена проблемой воспроизводства кадров в регионе, потому что очень хотелось бы, чтобы и в регионе, и в университете наши лучшие выпускники оставались, имея самые современные компетенции. Всем университетам требуется постоянное омоложение профессорско-преподавательского состава. Хотя это в какой-то степени обусловлено еще одной тенденцией — трудовой миграцией в академической среде. Мы обратили внимание на то, что очень много профессоров и преподавателей готовы на переезд в Новосибирск из других регионов России, для того чтобы получить работу в университете. Это очень показательно.
Что должен делать вуз и совет ректоров, чтобы университеты выполняли госзадания и увеличивали места приема?
— Необходимо постоянное взаимодействие руководства региона с советом ректоров и четкая координация правительства и самих вузов в реализации областной стратегии социально-экономического развития. Должно быть консолидированное понимание, как вузам обеспечивать перспективные отрасли кадрами. Важно связать процессы воспроизводства научных школ с текущими и перспективными потребностями экономики региона. Не только обеспечивать прямое воспроизводство кадров в тех отраслях, которые являются драйверами развития территории, но и вспомогательных отраслей. Например, молодые ученые не поедут участвовать в проекте «Академгородок 2.0», если не будут обеспечены жильем, инфраструктурой социально-бытового обслуживания и комфортной средой. Получается, что нам нужны архитекторы. Не менее важно поддерживать высокий стандарт здравоохранения, образования, культуры, который у нас есть, поэтому необходимо обеспечивать приток кадров в сферу медицины, педагогики, культуры, искусства и многие другие.
Подготовке кадров высшей квалификации призваны способствовать национальные проекты «Образование», «Наука» и «Культура», в реализации которых в Новосибирской области существенную помощь должны оказать университеты региона.
Что должен делать вуз?
— Развиваться и не стоять на месте. Современные онлайн-технологии в образовании помогут привлечь высокомотивированных абитуриентов, с хорошей стартовой подготовкой. Необходимо работать с работодателями в плотном контакте, чтобы обеспечить адеквацию содержания и уровня подготовки и тех компетенций, которые востребованы рынком труда не только сегодня, но и завтра. Для этого необходимы прогностические исследования динамики рынка труда. Необходимо мыслить стратегически, выстраивать прогноз, исследовать как рынок, так и возможности наших студентов — людей будущего. Вуз должен находиться в постоянном движении и соотноситься с внешней средой.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео