Ещё

Региональные вузы становятся эффективными драйверами социально-экономического развития 

, 17 июня. За последние десять лет в системе высшего образования в стране произошли значительные перемены. Реализация мер по повышению конкурентоспособности российских университетов, усилению их роли в экономическом, инновационном, технологическом и социальном развитии регионов изменили образовательный ландшафт в стране. За эти годы в  сформирована сеть федеральных и национальных исследовательских университетов, выделена группа ведущих вузов для продвижения в топ-100 мировых университетских рейтингов (Проект 5-100). Появилась своеобразная «высшая лига», состоящая из 45 российских вузов (федеральные, национальные исследовательские университеты, участники Проекта 5-100 плюс флагманы отечественной высшей школы — и СПбГУ), призванных укрепить и расширить позиции России в международном научно-образовательном пространстве.
Не остались без государственной поддержки другие региональные вузы (всего в стране сегодня насчитывается 662 высших учебных заведения, в том числе 484 государственных и муниципальных). Для стимулирования их качественного роста, превращения в эффективные драйверы социально-экономического развития регионов Российской Федерации запустило целую серию федеральных конкурсов. Так, в 2012-2016 годах был реализован конкурсный проект по поддержке программ стратегического развития региональных вузов. В 2013-2016 годах также на конкурсной основе были отобраны 14 вузов для участия в программе «Кадры для регионов». В 2014-2017 годах осуществлена программа «Кадры для ОПК (оборонно-промышленного комплекса)», в которой приняли участие 77 вузов страны. В 2016 году стартовал новый долгосрочный федеральный проект «Опорные университеты России», в ходе которого на первом этапе были отобраны 11 региональных вузов, по итогам второго этапа — еще 22. Общий объем финансирования этих программ государственной поддержки региональных вузов составил 19,4 млрд рублей. Кроме того, в 2017 году началась реализация приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», в котором поддержку получил 51 российский вуз.
В реализации этих и других программ поддержки региональных высших учебных заведений России самое активное участие принимает (ТПУ). Он выступил одним из модераторов конкурсов «Кадры для регионов». Специалисты и эксперты из ТПУ в партнерстве с Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и Центром развития образования и международной деятельности «Интеробразование» участвовали в организации и сопровождении конкурсного отбора вузов в рамках проекта «Опорные регионы России», в том числе в разработке нормативной и аналитической документации конкурса, создании многопользовательской информационной системы, обеспечивающей организационно-техническое и экспертно-аналитическое сопровождение проекта, продвижении бренда «Опорные университеты России» в сети Интернет. Сотрудники ТПУ вошли в состав Совета по реализации программ развития опорных университетов, участвовали в экспертных визитах в вузы-победители проекта, занимались организацией и аналитической обработкой отчетов университетов по реализации дорожных карт. Эта работа продолжается и сегодня.
Так, например, в ходе реализации проекта «Кадры для региона» в региональных вузах-участниках были созданы 40 базовых кафедр, к образовательной деятельности привлечены 148 предприятий и около 800 сотрудников промышленных предприятий, свыше 100 лабораторий обновили материально-техническое оснащение, более чем в два раза увеличилась публикационная активность.
Вузы-победители конкурса «Опорные университеты России» сделали значительные успехи в достижении триединой задачи, которая ставилась перед ними организаторами: стать для региона центром науки и инноваций, центром притяжения талантов и генерации региональной элиты, источником позитивных изменений городской и региональной социокультурной среды.
"Анализ работы, проделанной региональными университетами-участниками проектов, говорит об эффективности и своевременности этих программ, — говорит начальник Информационно-аналитического управления Томского политехнического университета , участвовавший в оценке деятельности региональных вузов в качестве эксперта. — Из пяти российских регионов, где уже в текущем году запланировано создание научно-образовательных центров (в Белгороде, Кемерове, Нижнем Новгороде, Перми и в Тюмени), в четырех располагаются опорные университеты. Это еще раз подтверждает, что формат проекта задан правильно и его продление принесет пользу как вузам, так и регионам. Эксперты, привлекаемые в рамках реализации проекта, направили соответствующие рекомендации в Министерство науки и высшего образования РФ".
Перед российской системой высшего образования поставлены амбициозные цели: к 2024 году войти в десятку ведущих стран мира по конкурентоспособности высшего образования, в пятерку стран — по проведению исследований и разработок, не менее чем в два раза увеличить количество иностранных студентов, обучающихся в России, сформировать не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, создать центры мировой науки и многое другое.
Видео дня. Асмус снова разделась во время видеочата в новом фильме
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео