Войти в почту

Начальная школа закладывает мину под грамотность детей, считает эксперт

Настал конец мая — пора экзаменов для девятиклассников и выпускников школ. При этом до сих пор одним из самых сложных барьеров помимо химии, физики и математики, для абитуриентов оказывается русский язык. «Вечерняя Москва» собрала самые популярные экзаменационные ошибки и побеседовала с филологами о том, как они видят данную проблему. Согласно имеющимся данным, с момента введения Единого государственного экзамена школьники делают одни и те же ошибки. Это — правописание безударных гласных в корне слов, количество букв «н» в конце слова, расстановка запятых в сложных предложениях и даже выяснение типа речи. Не меньшей проблемой оказываются и более творческие задачи: например, выражение собственного мнения и правильное цитирование исходного текста для раскрытия проблем, поднимаемых автором. Также, как показала практика, дети почти не замечают собственных орфографических и речевых ошибок, даже несмотря на то, что способны весьма успешно искать их в чужих текстах. Тем не менее, как считает профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Российского государственного университета имени С. А. Есенина Елена Архипова, это больше частные случаи. — С моей точки зрения, чаще всего ошибки появляются в заданиях на разбор предложений. Синтаксис. Причина понятна: изучение его обычно начинают в девятом классе, а уже через несколько месяцев детям приходится сдавать экзамен. Помимо этого, плохо обстоят дела с лексическим запасом. Это заметно в шестом задании, где нужно подобрать синоним к архаичному слову или слову другого стиля, — заметила Елена Архипова. — Обогащение словаря детей в школах, на сегодняшний день, ушло на второй план, так как было вытеснено подготовкой к изложениям и так называемым сочинениям, которые, по сути, таковыми не являются. Это то же изложение, но с творческим заданием. Впрочем, ряд экспертов до сих пор придерживаются мнения, что ЕГЭ нужно отменить в принципе, разработав совсем другую модель. — В первую очередь, хотелось бы отметить, что на едином экзамене проверяются не реальные знания - идет натаскивание на конкретные типовые примеры, что не дает существенного результата. Это хорошо видно по студентам первого курса, которые приходят после ЕГЭ и пишут «ГуманЕтарный университет». Это все смотрится очень плохо. Можно смело говорить о том, что качество образования в области русского языка сильно упало. Экзамен в виде заполнения пунктов, который сейчас предлагается школьнику, не позволяет реально установить уровень письменной практики, – отметил заведующий отделом Института русского языка Российской академии наук, профессор Анатолий Баранов. – Посмотрите, как бывшие школьники сейчас пишут заявления о приеме на работу. Без шаблона они теряются. В настоящий момент в школах страны мало времени уделяется письменным практикам, уверен эксперт. Нужно писать изложения и сочинения, обсуждать тексты. Правила русского языка не должны становиться самоцелью, это знания формального характера. Все выученное должно служить определенной цели. Те вещи, которые школьник черпает от своих педагогов и из учебников необходимо применять, чтобы получить реальный результат. Благодаря усвоенному дети просто обязаны уметь строить тексты, которые были бы непротиворечивы и отражали их мысли. В противном же случае, та ситуация, которая наблюдается в отечественном образовании сегодня, продолжит существовать долгое время. По сути, все сегодняшние методы образования сводятся к тому, что нужно выбрать правильный вариант из представленных альтернатив. Однако реальная жизнь работает совершенно иначе, большую часть времени мы должны находить ответ самостоятельно, применяя собственные навыки. Читайте также: Советы для выпускников и их родителей о том, что нельзя делать перед ЕГЭ

Начальная школа закладывает мину под грамотность детей, считает эксперт
© Вечерняя Москва