Войти в почту

Дауд Мамий - о школах для талантов и теории забитого гвоздя

«Одарённых детей в России не стало меньше. Не хватает педагогов, которые могли бы разглядеть в них талант и развивать его дальше», - считает председатель Ассоциации школ-партнёров образовательного центра «Сириус» Дауд Мамий. Задача госуровня - Ассоциация школ-партнёров центра «Сириус», которую вы возглавили, образована недавно. В чём её задачи? - Выявление и поддержка талантливых детей в области естественных наук - задача очень сложная и важная. Она решается на государственном уровне. Есть поручение президента РФ. Для этого создан образовательный центр «Сириус». В свою очередь, Ассоциация школ-партнёров «Сириуса» призвана содействовать этой задаче путём создания единой системы, которая объединит ресурсы ведущих образовательных центров России. Это в первую очередь флагманы физико-математического образования - школы Санкт-Петербурга и Москвы, учебно-научные центры при университетах, некоторые центры допобразования, к которым относится и естественно-математическая школа Адыгеи. На сегодня в Ассоциацию вошли порядка 20 центров и школ. Ассоциация будет заниматься разработкой новых и анализом уже имеющихся образовательных программ и методик, чтобы распространить самые успешные в другие регионы. Важную роль играет подготовка учителей для работы с одарёнными детьми. Потому что сегодня большая проблема - это дефицит педагогов, способных увидеть талант ребёнка и помочь ему раскрыться. Выявить талант - Что лично вы вкладываете в понятие «одарённые дети»? - По моему мнению, у большинства детей есть способности, и не обязательно к науке, возможно, это спорт, музыка, дизайн одежды. Речь надо вести об инструментах выявления таланта. На сегодня самый распространённый способ выявления способностей в области точных наук - это олимпиады. Если ребёнок - призёр или победитель, мы говорим о его способностях в естественных науках. А если он не выдерживает испытание, говорит ли это об отсутствии у него способностей? Думаю, нет. Возможно, он не успешный олимпиадник, потому что не имеет специальных качеств, необходимых для побед: скорости мышления, психологической устойчивости. Но они в такой степени не нужны для занятий наукой. Для этих ребят существуют проектные формы деятельности, которые сейчас активно развивает «Сириус». Важнейший среди них - конкурс проектов «Большие вызовы». Но это путь сложный. Он требует очень высокой квалификации от педагога. Особенно в математике. - На ваш взгляд, нужно что-то менять в школьной программе или здоровый консерватизм лучше? - Я могу сослаться на мнение некоторых авторитетных педагогов, которые считают, что по ряду предметов программы школы явно устарели. Если говорить о математике, в содержательном плане программа изменений не требует. Но некоторым детям важно понимать, какова её прикладная направленность. Сейчас говорят о создании инженерных классов, где предметы изучаются в преломлении к конкретной специальности. Но создать классы - это одно, а разработать для них специальную программу - задача нетривиальная. И тут всё опять упирается в профессионализм педагога. Внимание и поддержка - Нередко именно учителя говорят родителям, что их ребёнок просто необучаем. Что делать в этом случае? - Я бы поставил под сомнение квалификацию такого учителя. Как можно ставить такой жёсткий диагноз ребёнку? Это просто недопустимо! - Согласны ли вы со словами омбудсмена Москвы по правам ребёнка Евгения Бунимовича, который сказал: «Одарённые дети относятся к группе риска, как дети-сироты и дети-инвалиды»? - Согласен. Есть ребята, которым социализация даётся с великим трудом. А потому дети с выдающимися способностями требуют особого внимания и со стороны родителей, и со стороны учителей. Но такое внимание и поддержка - скорее исключение, чем правило. Эти дети часто раздражают своей непохожестью, своеобразной реакцией. Нередки случаи, когда, не видя дар, детей приближают к норме, забивают до нужного уровня, как гвозди, чтобы не торчали. Одна из коллег-учителей мне рассказала о ребёнке, родители которого попросили с ним позаниматься, чтобы он сдал базовый вариант ЕГЭ. Его педагог была уверена, что он даже это сделать не сможет. Поведение мальчика в некоторых ситуациях было необычным. Но, позанимавшись с ним, моя коллега обнаружила, что он нестандартно мыслит. И она с сожалением сказала: если бы с этим ребёнком нормально занимались с 6-7-го класса, там бы речь шла о таланте математика. Родителям я бы посоветовал не зацикливаться на теме одарённости и не записывать ребёнка подряд на спорт, математику и языки. Надо дать ребёнку возможность выбирать. Дауд Мамий. Родился в 1965 г. в Майкопе. В 1987 г. окончил механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, в 1990 г. - аспирантуру. С 1991 г. преподаёт на факультете математики и компьютерных наук АГУ. С 1999 г. - декан факультета. Директор РЕМШ, замруководителя Кавказского математического центра АГУ.

Дауд Мамий - о школах для талантов и теории забитого гвоздя
© АиФ Адыгея