Войти в почту

"Все лодки поднимаются с приливом": как университеты заботятся о репутации

МОСКВА, 15 фев ‒ РИА Новости. XVI Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования" проходит в эти дни в РАНХиГС. Эксперты из 12 стран мира и 35 регионов России обсуждают, как оценить эффективность разных образовательных институций страны. В этом году впервые на конференции были затронуты проблемы не только детских садов и школ, но и российской высшей школы. В частности, речь шла о репутации вузов. "В российском образовании репутация существует отдельно, а система управления – отдельно", ‒ заявил Ректор "Шанинки" Сергей Зуев. "Есть репутация людей, которые отвечают за образовательное учреждение. Есть репутация вуза среди студентов и выпускников. Есть некая репутация, связанная с представлением о вузе в публичном пространстве. Наконец, есть административная репутация учебного заведения во властных структурах и органах управления", ‒ пояснил он. При этом ректор добавил, что в нормально работающих системах управления все эти сегменты сбалансированы и зависимы друг от друга: например, если у вуза хорошая репутация среди учащихся и выпускников, то это коррелируется с уровнем административно-управленческой репутации. Однако, по его мнению, в российской образовательной системе разные виды репутации существуют автономно. "Репутация асинхронна, что обесценивает каждый из ее сегментов", ‒ подчеркнул он, назвав это "поверхностным диагнозом". Международный эксперт в сфере образования Магдален Гаете (Университет Наварры, Испания) выразила мнение, что в настоящее время увеличивается воздействие репутации на глобальном и национальном уровнях. Кроме того, по ее словам, репутация оказывает сильное влияние на мировые рейтинги, способствует привлечению лучших сотрудников и студентов, влияет на финансирование научных исследований. "Репутация ‒ это не продукт, который можно изготовить, а плод, который можно вырастить", ‒ сказала она, добавив, что "все лодки поднимаются только с приливом". Между тем, как заметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, репутацию можно как нарастить, так и потерять. "Ты можешь называть себя "креативным и инновационным университетом, преобразующим мир и производящим сверхценности", но репутация ‒ это то, как тебя видят другие", ‒ добавил он. По мнению эксперта, сегодня в связи с трансформацией самих типов университетов меняются и репутационные механизмы. "Разные университеты ‒ разная репутация", ‒ отметил он в своем выступлении. При этом он назвал несколько складывающихся типов современных вузов: "глобальные исследовательские мультиуниверситеты с сильной внутренней дифференциацией", "вузы удовлетворения массового спроса с прикладными треками", "специализированные вузы с островами исследований" и "гибридные формы, связывающие формальное и неформальное образование". "В той действительности, в которой мы сейчас работаем, совершенно нормально видеть разные проекции репутации университетов для разных социальных групп", ‒ полагает ректор МГПУ Игорь Реморенко. Говоря о наращивании репутации, он подчеркнул, что пора перестать воспринимать высшее образование как монолитное. "Есть разные типы образовательных программ. В частности, большая иллюзия представлять бакалавриат профессиональной подготовкой человека. "Бакалавриат ‒ это самоопределние, магистратура ‒ профессионализм, аспирантура ‒ новые знания и технологии", ‒ сказал он. Конференция завершится 16 февраля.