Войти в почту

«Идея преждевременна». Что говорят о введении пятидневки в школах Башкирии

С предложением о переводе школ Башкирии на пятидневное обучение выступил врио главы Башкирии Радий Хабиров на прошедшем 1 февраля в Уфе первом форуме школьного образования «Взлетай». Он объяснил такую необходимость тем, что дети перегружены занятиями и проводят мало времени с семьей. При этом в одну из свободных суббот было предложено проводить общешкольные праздники. В социальных сетях был запущен опрос, чтобы выяснить мнение аудитории. В нем приняли участие более 174 тысяч человек. Результаты показали, что пятидневку в школе одобряют, но лишь при определенных условиях. Так, более 57% опрошенных высказались за пятидневку при отсутствии дополнительных нагрузок, а еще более 38% респондентов – за то, что при пятидневке раз в месяц нужна какая-либо спортивная или общественная нагрузка. Когда будем переходить? Через несколько дней на очередной оперативке Хабиров заявил, что решение о переходе на пятидневку принято окончательно и продумано с Минобразования. Он попросил не тянуть с этим вопросом и перевести значительную часть школ на новый режим обучения уже с четвертой четверти учебного года, то есть с 1 апреля. А с 1 сентября исключений, по его словам, не должно быть ни для одной школы. В минобразования Башкирии разработали подробный план, чем занять 9 свободных суббот школьников. Это будут спартакиады, субботники, посещение выставок и музеев, праздники народов, проживающих в Башкирии. По данным минобразования РБ, на данный момент по республике на пятидневке обучаются уже 35% школ. «Если треть школ смогла, то и у остальных должно получиться», - прокомментировал UFA.AIF.RU и.о. главы минобразования Башкирии Айбулат Хажин. Первой о готовности к переходу на пятидневку заявила Уфа. По словам начальника управления образования Уфы Елены Хаффазовой, с 1 апреля переход будет осуществлен. Часть школьников, особенно в начальных классах, учатся по пять дней уже сейчас. Как изменится расписание? По словам Елены Хаффазовой, введение пятидневки повлечет сокращение часов по ряду предметов, а также продолжительности уроков. Последнее касается школ с двухсменным режимом обучения: в управлении образования Уфы посчитали, что если сократить уроки до 40 минут, то дети смогут уходить из школы не позднее 19.00. Отметим, что во вторую смену к началу учебного года по республике учились 10% учеников. «Линейка предметов останется та же самая, учебный план предусматривает немного меньшее количество часов по некоторым предметам, - сообщила Хаффазова. - В среднем оно уменьшится на один-два часа». При смене режима обучения школы достаточно сильно ограничены санитарными нормами и государственными стандартами обучения. В день количество предметов не должно превышать установленные для разных классов нормы. Что касается самого перечня предметов, то здесь все определяет федеральный государственный стандарт (ФГОС). Он состоит из трех компонентов – федерального, регионального и школьного. На первый отводится 75% всего времени обучения, на два других – до 10% на каждый. Время обучения по федеральному компоненту сократить невозможно. Поэтому все, что остается школам, – сокращать часы, которые отведены на уровне региона и школы. Какие предметы могут быть сокращены? Директор одной из сельских школ, пожелавшая остаться неизвестной, рассказала UFA.AIF.RU, что сокращены будут в первую очередь часы школьного компонента. Это то время, которое школа давала на углубленное изучение отдельных предметов. Однако выход в данной ситуации, по мнению собеседницы, найти можно. «Я буду компенсировать эти часы за счёт часов внеурочной деятельности по ФГОС, их всего 10 по пяти направлениям, - поясняет руководитель. - Из них возьмём ровно столько, на сколько уменьшается учебный план при пятидневной учебной неделе. Так я сохраню нагрузку учителю, не уменьшая заработную плату. Что касается качества обучения при сокращении продолжительности уроков (в этой школе также двухсменное обучение), то здесь все зависит от мастерства учителя: как он расставит акценты на сложные моменты в содержании самого предмета». В сокращении ряда предметов регионального и школьного компонентов нет ничего критичного, считает учитель химии уфимской школы № 89 Юлия Фаткуллина. Тем более, на практике, по ее словам, у детей, гораздо больше уроков, чем по установленным нормам. Все дело в том, что родители оплачивают детям платные дополнительные уроки по собственному желанию. «В старших классах по нормам семь уроков и есть дополнительные платные занятия. В общей сложности в некоторых классах набирается по 8-9 уроков в день, - говорит Фаткуллина. – Поэтому, что касается регионального и школьного компонента, я согласна, что можно сократить. Например, по одному часу можно забрать у физкультуры (сейчас три часа), башкирского (два часа). Что будет в школах-интернетах? Дополнительные сложности возникают у школ-интернатов. В этих случаях освобождать детям выходные для общения с семьей в принципе не имеет смысла, потому что в эти дни они, как правило, дома не бывают. «У нас много детей из дальних районов, - говорит преподаватель Башкирского кадетского корпуса ПФО имени Доставалова в Ишимбае Гузель Вагапова. – Получается, что два дня дети будут предоставлены сами себе. Их, так или иначе, учителям придется как-то задействовать, а для этого все равно нужно выходить на работу». Выдержат ли дети нагрузки? Увеличение нагрузки на детей по-разному оценивают и педагоги, и родители. По мнению Юлии Фаткуллиной, после перевода на пятидневку, потребность в дополнительных платных занятиях не исчезнет. Но детям будет крайне сложно учиться более 8-9 уроков. Нагрузка сегодня в школе высокая, но с переходом на пятидневку она не изменится, считает другой педагог сельской школы. При этом она подчеркивает, что большой объем знаний, который дают сегодня ученикам в школе, - это данность времени. По ее мнению, ряд предметов вполне можно убрать из программы и таким образом снизить нагрузку на учеников. К ним, например, относятся «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Основы религиозных культур и светской этики», второй иностранный язык. «Дети один-то иностранный предмет освоить не могут, - рассуждает педагог. - Наши школы сегодня для полиглотов. А их не так много. И сегодня на олимпиадах регионального и федерального уровня даются задания 2 и 3 курсов университета. Как подготовить призера без увеличения нагрузки на ребёнка?» «Сначала школы, методики, потом пятидневка» Опрошенные UFA.AIF.RU родители расходятся в оценке необходимости введения пятидневки. Руководитель республиканской общественной организации «Продвинутые родители» Ирина Банникова считает, что школы давно пора переводить на пятидневку, а, кроме того, не мешало бы отменить ещё и домашние задания. «Лично я считаю, что этот шаг давно напрашивался, - отмечает Банникова. - В наш век, когда академическое образование далеко не всегда определяет успешность в жизни, у детей должно быть больше времени для приобретения каких-то других компетенций». Председатель «Содружества многодетных семей Башкортостана» Рустем Шайахметов наоборот полагает, что введение пятидневки преждевременно. «Я не сторонник так быстрых изменений в сфере образования, - отмечает он. – Получается, что требования ужесточаются с каждым днем, а возможности для их реализации мы не даем. Если бы изначально изменили методики преподавания, когда за 30 минут ребенок мог усвоить урок, тогда можно было бы говорить о пятидневке. Сегодня же, боюсь, дети будут перегружены, и минусы от пятидневки перевесят плюсы». Среди педагогов, опрошенных UFA.AIF.RU, также распространено мнение о том, что идея пятидневки преждевременна из-за того, что в регионе пока недостаточно школ. Сначала нужно было построить большие школы, переводить их в односменный режим, а уже потом переходить на пятидневку, считают они. Комментарий Председатель Общественного совета при Минобразования РБ Лида Исаргакова: «С доводами, которые приводят педагоги и родители, я отчасти согласна, но все-таки считаю, что плюсы перехода на пятидневку перевешивают минусы. Все-таки два свободных дня отдыха с семьей для ребенка принесут гораздо больше пользы. Что касается качества обучения, школы на пятидневке есть уже сейчас, и, очевидно, что вводить этот режим для остальных не стали бы, если бы, например, у этих школ были хуже результаты по ЕГЭ. Считаю, что пятидневку нужно начинать вводить именно с четвертой четверти, чтобы сделать необходимые корректировки по итогам года».

«Идея преждевременна». Что говорят о введении пятидневки в школах Башкирии
© АиФ-Уфа