Войти в почту

В родных стенах. Вокруг семейного образования разгорелись нешуточные споры

Немногие родители знают, что обучаться сейчас можно не только в школе, но и дома с мамой, причём не по состоянию здоровья, как было принято в советской школе, а просто потому, что родители взяли на себя такую ответственность. Итак, что же такое семейное образование и почему не стоит его путать с домашним обучением? - А в какой школе ты учишься, мальчик? - спрашивают бабушки на скамейке у подъезда своего нового соседа лет десяти. - Я не хожу в школу. Я дома учусь, - отвечает им ребёнок. - Ты что, болеешь? Увы, это очень распространённое заблуждение: если ребёнок обучается дома, то только потому, что состояние здоровья не поз­воляет ему посещать школу наравне со сверстниками. Но тогда речь идёт о домашнем обучении - ребёнка посещают учителя и занимаются с ним согласно школьной программе. Без отрыва от дома В отличие от домашнего, семейное обучение (выражаясь современным языком - хоумскулинг) - это получение образования непосредственно в семье, когда ребёнка обучают родители. Это право законодательно закреплено в федеральном законе «Об образовании в РФ». Схема перехода к семейному образованию на первый взгляд проста: родители идут к директору школы и уведомляют его о переходе на семейную форму образования - пишут соответствующее заявление. Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус экстерна. В этот период ребёнок имеет все академические права: бесплатное пользование учебной, научной литературой, участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе во Всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных и спортивных мероприятиях. Учащиеся 1-8 и 10-х классов по заявлению родителей могут проходить промежуточную аттестацию с любой периодичностью. Кто-то считает нужным аттестоваться после двух недель обучения, а кто-то это делает один-два раза в год. Если ребёнок имеет положительные отметки по всем учебным предметам, решением педагогического совета школы он переводится в следующий класс. Формы прохождения промежуточной аттестации прописаны в учебном плане школы, так что в субъективном отношении к ребёнку («Вы представляете, моего сына заставили сочинение написать!») никого из педагогического состава упрекнуть не получится. Однако следует заметить, что не все родители готовы взять на себя такую ответственность - обучать своего ребёнка тому, что сами изучали в далёком детстве. Да, кто-то честно садится за учебники и в буквальном смысле учится снова, но уже вместе со своим отпрыском. Но многие мамы и папы делегируют эту миссию частным школам и платным образовательным центрам, где в классе небольшое количество учеников, соответственно, каждому из них уделяется гораздо больше внимания, чем в обычной школе. Ну и опять же тот самый индивидуальный подход, за который так борются современные родители, явно проще реализовать в малочисленном коллективе. По мнению профессора ­ОмГПУ, доктора философских наук Виктора Николина, не все дети могут обучаться в семьях, так как не из всех родителей получаются хорошие учителя. БОЛЕЕ 1200 ДЕТЕЙ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПОЛУЧАЮТ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. - В 1991 году в Нидерландах была внедрена система семейного образования, получившая название голландской. Мировой опыт показывает, что так учится только треть детей, больше их не будет ни при каких условиях, - заявил Виктор Николин. - По моим прогнозам, максимум 20% омских детей может обучаться в семье. Профессор Николин сам учил всех своих детей, а у него их 10. Имея пять высших образований и учёную степень, он знает, как надо учить и воспитывать. - Я не натаскиваю своих детей на сдачу ЕГЭ, а готовлю для будущего, как и должна готовить система образования, - поделился Николин. - Что касается качества, то при семейной форме обучения оно выше. По статистике, 50% детей-«семейников» учатся на отлично. Всё упирается в деньги Интересный нюанс: если ребёнок успешно прошёл аттестацию, его родителям выплачивается определённая финансовая компенсация из бюджета области. Она позволяет частично перекрыть затраты, которые несёт семья, оплачивая консультационные услуги в образовательных центрах и частных школах, а также репетиторство. Но именно по поводу компенсации в последнее время в Омской области разгорелись нешуточные страсти. Дело в том, что с 1 сентября 2019 года она будет отменена. В регио­нальном министерстве образования подчёркивают, что отмена компенсации не означает отмену права на семейное образование. К тому же минобр намерен разработать меры адресной социальной поддержки семей, решивших обучать своих детей в форме семейного образования. Отмена компенсации, подчёркивают в министерстве, связана с тем, что в последнее время участились случаи спекуляций на этой теме. Например, выявлены факты, когда граждане и их дети, постоянно проживающие за пределами нашего региона, для назначения компенсации получают временную регистрацию на территории Омской области. Фактически эти граждане и их дети у нас не проживают. Делается это потому, что кроме Омской области подобная мера установлена в Свердловской, Тульской, Тамбовской областях и Пермском крае, но размер компенсации в этих регионах символический, в то время как в Омской области суммы до последнего времени выплачивались весьма значительные. По мнению доцента кафедры педагогики ОмГПУ Натальи Макаровой, в тех регионах, где сохраняется компенсация за семейное образование, количество участников этой формы растёт. Денежная мотивация является основой выбора, что негативно сказывается на качестве. - Наше государство поддерживает рождаемость. И что мы сегодня получили? Во многом снижение уровня родительской мотивации и родительскую неэффективность. У педагогов даже появился новый термин - «дети материнского капитала», - сказала Наталья Макарова. Решение регионального министерства образования всколыхнуло общественность. Так, президент Ассоциации по защите интересов семьи «Детство. Отцовство. Материнство» многодетная мать Алеся Григорьева считает, что компенсация - это право родителей, а её перевод в меру соцподдержки является незаконным и унизительным. - Любые меры дополнительной соцподдержки наш регион как дотационный обязан согласовывать с федеральным правительством, - сказала Алеся Григорьева. - И любые меры соцподдержки, которые не гарантированы государством, Омской области обычно не разрешается вводить. К примеру, так случилось с пособием на детей до трёх лет. После этого невозможно поверить, что родителям, обучающим своих детей самостоятельно, будут выплачивать какие-то компенсации. Виктора Николина, со своей стороны, не интересуют деньги. Он просто не хочет попадать в списки какой-то социальной помощи, так как это оскорбительно. - Я хочу, чтобы оплата была объективной, а не кто-то решал, нуждается семья в компенсации или нет, - заявил учёный. Не бежать впереди паровоза Причин, по которым родители решают перейти на семейное образование, очень много. Кого-то не устраивает учитель, к которому попал ребёнок, кто-то не хочет подвергать своих детей школьному стрессу и обы­чной «уравниловке». Чехарда с бесконечной сменой педагогов вследствие тотального кадрового педагогического голода также смущает многих, как и школьный буллинг, драки и зачастую бессмысленные родительские собрания и бесконечные поборы, которых у нас официально, разумеется, нет. Однако в любом случае, какое бы решение ни было принято в семье по поводу способа обучения детей, ответственность за этот выбор лежит только на родителях, и, прежде чем перейти на семейное образование, надо хорошо взвесить все за и против. Ведь школой, как известно, обучение детей не заканчивается, впереди получение профессионального образования в колледже или вузе. И о социализации явно не стоит забывать. Важно также, что в любой момент родители могут вернуться к стандартному школьному образованию. Как сказал ректор Сибирского института непрерывного дополнительного образования Владимир Гам, сначала нужно всесторонне исследовать вопросы семейного образования, а потом уже решать, сколько и кому платить. - Мы сейчас не знаем, что на самом деле происходит в семейном образовании, почему оно растёт с такой скоростью, почему такое количество детей покидает образовательные учреждения, чем семейное образование лучше, и ещё много «почему», - сказал Владимир Гам. - Сначала нужно было узнать, что происходит, а потом уже решать, как сделать так, чтобы детям, в том числе и в муниципальной школе, было хорошо. Такой же, как все Анна Чухарёва - Семейное образование в Омске, как и по всей стране, приобретает в последнее время всё большую по­пулярность. Считаю, что это равноправная форма обучения наряду со стандартным школьным образованием, ничуть ему не уступающая. Однако успешность семейного обучения во многом зависит от дисциплинированности родителей: одно дело, когда ребёнок каждый день посещает школу и занимается там под контролем педагогов, и совсем другая ситуация - усадить его за учебники дома. Нужна соответствующая мотивация, - рассказала директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 141» Анна Чухарёва. - Хотелось бы отметить, что право проводить промежуточные аттестации обучающихся имеет любая образовательная организация. Эти аттестации проводятся по письменному заявлению родителей (или законных представителей). Если ребёнок не проходит аттестацию, то в связи с образовавшейся академической задолженностью он возвращается в образовательную организацию. За деньгами не видим детей Надежда Чекалёва - Сейчас много говорится о финансовой стороне семейного образования, и это принципиально важный вопрос. Но мне хотелось бы обратиться к тем проблемам, которые сегодня существуют у детей и молодёжи с точки зрения психологической составляющей, их социализации, - сказала профессор, д. п. н., заведующая кафедрой педагогики ОмГПУ Надежда Чекалёва. - Мне кажется, надо говорить в большей степени об ощущениях, качестве жизни ребёнка, его вопросах, с которыми он входит в школьную среду, в сообщество детей. Он сегодня учится решать проблемы, которые раньше учил нас решать двор: отстаивать свою точку зрения, дружить командой и пр. Я не хочу сказать, что дети, которые учатся на семейной форме, этого не делают. Недаром сейчас идёт разговор о психологизации образования. Когда мы говорим о семейной форме обучения, в основном речь идёт о предметности подготовки детей. Но кто формирует те личностные результаты образования, которые записаны в госстандартах? Все ли родители способны в рамках современных стандартов работать? Закон что дышло Ольга Чащина - Закон защищает права всех детей, получающих образование. Частные школы финансируются, это предусмотрено специальным законом. Но если частным школам можно оказывать финансовую поддержку - и государство настаивает на этом, почему же тогда семейная форма образования нуждается просто в мере соцподдержки, которая должна быть оказана адресно? Региональный минобр, отменяя выплаты родителям, самостоятельно обучающим детей, ссылается на письмо Министерства образования и науки РФ, которое носит рекомендательный характер и юридической силы не имеет, тем не менее в нём толкуются нормы законодательства, причём достаточно произвольно. При разработке областного законопроекта о компенсациях нужно было учитывать не это письмо, а нормы федерального закона об образовании. Толкование законов - это компетенция судов РФ. К слову, в определении Верховного суда РФ от 23 мая 2018 года чётко сказано, что «предоставление субъектом РФ компенсации родителям при получении ребёнком общего образования в форме семейного не является произвольным». Так что выплата компенсаций является не правом субъектов, а их обязанностью. Ольга Чащина, мама, самостоятельно обучающая сына Задача - сохранить Олег Смолин - Я считаю, что у нас не бывает негосударственных детей и студентов. Учится ли ребёнок в государственной или частной школе, или получает образование по семейной форме, он должен получать одинаковые деньги. Законодательное собрание Омской области приняло решение исключить возможность компенсации семейного образования из регионального закона. Я бы этого не делал. Считаю, если ребёнок успешно получает семейное образование, это должно быть сохранено, в том числе и компенсации. К вопросу, куда денутся деньги, которые перестанут выплачивать родителям в качестве компенсации образования в семейной форме: если родители вернут ребёнка в школу, деньги будут перечислены школе; если и дальше будут обучать дома за собственный счёт, деньги останутся в бюджете. Олег Смолин, депутат Государственной думы Кстати Образование на дому наи­более популярно в США, Канаде и Великобритании. В Соединённых Штатах на этой форме обучения находятся около 3% школьников, или более 1,5 млн человек. Нельзя сказать, что весь мир в целом относится к идее домашнего обучения положительно. Например, в Германии такой вид образования запрещён и карается штрафами, тюремными сроками для отцов и матерей и даже лишением их родительских прав. Полностью запрещено домашнее образование также в Швеции.

В родных стенах. Вокруг семейного образования разгорелись нешуточные споры
© АиФ-Омск