Войти в почту

Программистов не хватает. Почему IT-специалисты не устраивают работодателей

К 2024 году Россия должна перейти на цифровую экономику. Смогут ли сибирские вузы подготовить достаточное количество специалистов? Сегодня в IT-секторе СФО заняты 130 тысяч человек – 1,5% от всех работающих. В 2018 году вузы Сибири выпустили 3,5 тысячи программистов. Но только 15% из них готовы, придя на производство, сразу приступить к работе. Остальных, по отзывам работодателей, приходится доучивать и пере-учивать. Вместе с тем эксперты полагают, что программистов гораздо больше, чем показывает статистика. Просто многие из них предпочитают работать по серым схемам на удалённого заказчика. Импортозамещение в образовании Полпред президента в СФО Сергей Меняйло назвал недостатки высшей школы, о которых знают и сами ректоры. У вузов сегодня недостаточная практическая ориентированность, квалификация педагогических кадров и содержание учебных программ не успевают за требованиями времени. Серьёзная проблема, о которой говорят уже несколько лет, – нет прогнозов по рынку труда. Никто не знает, какие специалисты будут востребованы через 5–10 лет. Впрочем, это утверждение не распространяется на IT-сферу. Директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки РФ Екатерина Бабелюк утверждает, что в ближайшие годы потребность в специалистах математического, механико-математического, информационного профилей будет расти. Соответственно, госзаказ для вузов на эти специальности увеличится и достигнет порядка 100 тысяч учебных мест по всей стране. В нацпроекте «Цифровая экономика» участвуют шесть опорных вузов. Из них три – в Сибири. Сибирский государственный университет науки и технологий им. Решетнева готовит специалистов в области добычи полезных ископаемых, обработки древесины и лесохимии. Ректор СибГУЭдхамАкбулатов сетует на нехватку программных продуктов для учебной деятельности. Весь софт – импортный. Его приходится покупать за валюту. Вот где простор для импортозамещения! Ещё одна проблема: статус опорного привлекает в вуз множество абитуриентов из других регионов. А общежитий – недостаточно. Но это мелочи по сравнению с управленческими решениями, которые вызывают недоумение. «По федеральной программе к 2024 году у нас должно быть студентов в два раза больше, чем сейчас. Между тем за последние три года контрольные цифры приёма сократили на 8 процентов, – говорит ЭдхамАкбулатов. – Причём сокращают самые капиталоёмкие направления – технические специальности». ... И швец и жнец Проректор по учебной работе Омского государственного технического университета Александр Мышлявцев отмечает требование времени: «Нужны мультипрофессионалы, которые обладают знаниями сразу в нескольких отраслях. Например, проектировщики, владеющие навыками программирования». Но готовить таких специалистов некому, потому что сами преподаватели не владеют IT-премудростями. По мнению Александра Мышлявцева, нужна федеральная программа по переподготовке преподавателей вузов: «Мы живём в очень сложное время – идёт переход к новому типу мышления, слом традиционных парадигм учебного процесса». Пример идеального построения учебной программы в вузе привёл Сергей Меняйло: «Иностранный язык студенты изучают четыре года вместо двух. Параллельно с высшим образованием получают две рабочие специальности и допуск Ростехнадзора к работе на опасных объектах». К 2024 году, по замыслу президента Путина, Россия должна стать пятой экономикой мира. Именно для этого нужен переход на «цифру». Но специалисты в области IT-технологий могут оказаться невостребованными, пока многие предприятия оснащены станками и механизмами ещё советского производства. Успеем ли перевооружиться?