Войти в почту

Елена Платонова: «Родителям необходимо знать обо всех возможностях школы»

О процессах модернизации, которые затрагивают школы Нижнего Новгорода, мы беседуем с новым директором департамента образования Еленой Платоновой. - Елена Александровна, сначала один вопрос о вашем назначении на должность: предложение от мэра поступило неожиданно? - Неожиданно, но время подумать было. Я приняла осознанное решение. Есть желание и силы заниматься вопросами образования на уровне города, применяя ведущие передовые практики. - Какие основные задачи стоят перед вами в настоящий момент? - Вы наверняка знаете, что в Нижнем Новгороде была представлена новая концепция развития системы образования. Она предполагает несколько направлений. Одно направление – изменение взаимодействия между субъектами образовательного процесса и образовательными организациями, целью которого является развитие образовательной системы города и повышение качества образования. Нам необходима другая школьная модель, и ей станет университетско-школьный кластер. Университетско-школьный кластер - это объединение «школьных комплексов», состоящих из образовательных организаций, которые принимают единую концепцию изменения общего образования, а именно переход к деятельностной модели обучения. Другое направление – формирование цифровой образовательной среды. Это один из приоритетных образовательных проектов. В рамках проекта «Цифровая школа» необходимо создать единый информационный портал для доступа к различным образовательным ресурсам, учесть возможность фиксировать образовательные результаты, выстраивать индивидуальную траекторию обучения, вести учет достижений школьников в дополнительном образовании. Также необходима система электронного документооборота. Разумеется, предстоит укрепление материально-технической базы образовательных организаций. Многим учреждениям необходимы капитальные ремонты. Нужно довести имеющуюся инфраструктуру школ и детских садов до уровня современных требований. Нам необходимо строительство новых школ, чтобы решить проблему переукомплектованности, очень важным является открытие ясельных групп для создания новых мест для детей от 0 до 3 лет. Еще одно важное направление связано с социализацией школьников и их внеурочной деятельностью – созданием системы взаимодействия образовательных учреждений с различными социальными учреждениями и учреждениями культуры Нижнего Новгорода. Для формирования юных нижегородцев необходимо использовать потенциал родного города: музеи, театры, выставки и т.д. Эта работа уже ведется. Например, в этом году реализуется проект «Урок в музее» для учащихся 6-7 классов, в рамках которого ребята бесплатно посещают музеи города. В ближайшем будущем планируется организовать экскурсии для других ребят. - Сегодня многие родители предъявляют школе претензии по поводу того, что она не может обеспечить необходимые условия для самореализации ребенка. В первую очередь это касается одаренных детей. Люди стремятся устроить детей в лицеи и гимназии. - Я считаю, проблема заключается в том, что родители плохо осведомлены об услугах, которые могут оказывать образовательные организации. Я имею в виду различные секции, кружки, дополнительные услуги и т.д. Кстати, и для этого необходимо внедрять единый информационный портал в образовании. Начать следует с информирования. Родители должны понимать, что дополнительные образовательные услуги оказываются не только в статусных школах. Образование дополнительно можно получать в различных детских центрах, в ходе участия во всевозможных проектах и акциях, которые проходят в городе, а также использовать для этого различные информационные ресурсы и онлайн-курсы. Нужно лишь определиться с выбором, и этот выбор – за родителями и их детьми. - Родители желают, чтобы их дети принимали участие в олимпиадах, а большинство призеров олимпиад как раз готовят статусные школы. - На мой взгляд, оценивать школы по количеству победителей олимпиад неправильно. Данные соревнования предполагают участие детей с особыми способностями. И такие ребята есть не только в школах с углубленным изучением предметов. - Из-за переполненности в некоторых школах до сих пор существует вторая смена. Как много учащихся она затрагивает в Нижнем Новгороде? - В этом году во вторую смену у нас учатся около 16 тысяч детей. - Когда все школы переведут на обучение в одну смену? Учитывая, что новые образовательные учреждения строятся не быстро, произойдет это не скоро? - Вопрос не только в открытии новых школ, но еще и в кадровом составе. Особенно остро проблема ощущается в начальных классах. Нам предстоит выстраивать работу в этом направлении. - Не секрет, что большинство учителей сегодня загружены более чем на одну ставку. Не влияет ли это на качество образования? - В среднем учебная нагрузка на учителей по городу составляет 25-28 часов в неделю - это полторы ставки. Нельзя говорить однозначно, что это негативно влияет на качество. Судить нужно не по количеству часов, а по уровню подготовки педагога, по его умению и возможностям трудиться с полной самоотдачей. Наша задача - создать максимально благоприятные условия для работы учителей. - Нужно ли, на ваш взгляд, что-то менять в системе аттестации педагогов? - Система аттестации периодически меняется. Она не идеальна. К примеру, спорными можно считать критерии оценки педагога, связанные с результативностью учеников. В разных школах дети в силу различных причин показывают неодинаковые результаты. Я считаю, что о профессионализме педагога следует в первую очередь судить по тем методам и приемам, которые он использует в своей практике и динамике его результатов. К оценке учителя нужно подходить индивидуально. - С этого года одним из этапов аттестации введен видео урок. Это действенная замена презентации практических достижений? - Один урок - не всегда показатель компетенции учителя. Так же, впрочем, как и методические разработки. Важная роль в аттестации должна принадлежать не комиссии, которая смотрит видео или презентацию и принимает решение, а тому педагогическому сообществу, в котором работает учитель. Именно коллеги должны в первую очередь судить об его квалификации. - Считаете ли вы правильным высказывание «В «двойке» ученика виноват исключительно учитель»? - Нет. Уже потому, что «двойка» - это не показатель знаний ребенка в целом. Она лишь показывает его уровень на каком-то определенном этапе времени. А ситуация может измениться в любой момент. - Закон об образовании сегодня позволяет родителям вмешиваться в образовательный процесс, в том числе, требовать пересмотра оценки. Разумно ли такое давление на педагогический коллектив? - Родитель всегда имел и будет иметь право отстаивать интересы своего ребенка. Другое дело – насколько глубоко он может вмешиваться в образовательный процесс. В данном случае школа и учителя сами могут предотвратить спорные ситуации, если будут максимально открыты. Родителям нужно объяснять педагогические подходы, показывать критерии оценивания. Они должны быть прописаны в образовательных программах, размещенных на сайтах школ. При всем этом стоит важная задача, связанная с поднятием статуса учителя. Следует объяснять общественности, что учитель - это профессионал, компетенции которого определило профессиональное сообщество. - Насколько актуальна проблема формирования кадрового резерва в образовании? - Конечно же, она есть и будет актуальна еще долгое время. Нам необходимо более плодотворно работать с профильным университетом, а также создавать более привлекательные условия для молодых специалистов в школах Нижнего Новгорода. Эти вопросы сейчас находятся в проработке, и надеюсь, в недалекой перспективе мы выйдем с конкретными предложениями.

Елена Платонова: «Родителям необходимо знать обо всех возможностях школы»
© Newsroom24