Войти в почту

Эксперты предложили масштабировать лучшие практики наставничества

Гранты и субсидииОП РФ предлагает предоставлять целевые гранты школам, техникумам и вузам, которые сотрудничают с базовыми предприятиями-шефами. По мнению авторов инициативы, школьники и студенты, познакомившись с трудовыми буднями опытных земляков, найдя наставников, смогут раньше определиться с будущей профессией. В результате повысится вероятность того, что молодежь останется жить и работать по месту учебы. С другой стороны, начинающие специалисты смогут максимально быстро адаптироваться на новом рабочем месте, что приведет к росту производительности труда. Поэтому гранты образовательным учреждениям можно выдавать в рамках федеральной приоритетной программы "Повышение производительности труда и поддержка занятости".Затраты предпринимателей на оборудование классов производственного обучения, оплату труда своих сотрудников-наставников, организацию питания и проживания школьников и студентов во время трудовых семестров также необходимо компенсировать. Эти субсидии, как предполагают общественники, следует включить в приоритетный проект "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".По словам члена ОП РФ, президента некоммерческой организации "Ассоциация почетных граж-дан, наставников и талантливой молодежи" Леонида Шафирова, в последние годы система наставничества в нашей стране начала возрождаться. Об этом свидетельствует проведение всероссийского форума "Наставник" под эгидой Агентства стратегических инициатив (АСИ), встреча президента с лучшими наставниками, учреждение нового знака отличия, инициативы Росмолодежи, большое количество социальных проектов, представленных на конкурс Фонда президентских грантов.- Вместе с тем во многих организациях, регионах, муниципалитетах развитию наставничества не уделяется должного внимания, - подчеркивает Леонид Шафиров. - Отчасти это связано с дефицитом техник и технологий.Шефская работаСейчас наставнические технологии апробируют в ряде субъектов СЗФО. К примеру, Калининградская область в текущем году стала участником федерального проекта АСИ, направленного на социализацию детей-сирот. Состоявшиеся профессионалы, работающие в разных отраслях экономики, и выпускники 9-11 классов общались в течение четырех месяцев. Наставники познакомили подопечных со своими профессиями и другими специальностями, заинтересовавшими ребят. Подростки участвовали в мастер-классах, посещали калининградские производственные площадки, прошли профессиональное тестирование. По мнению министра социальной политики региона Анжелики Майстер, наставничество - это не дань моде и не инновация, а традиционный метод обучения. В нашей стране он несколько лет оставался забытым, но сейчас получил новый виток развития.- Государству очень важно выявлять и сопровождать талантливых ребят, особенно в части получения образования и профессиональных навыков, - отмечает Анжелика Майстер. - Я очень рада, что в Калининградской области мы смогли найти отклик и поддержку у наставников - предпринимателей и общественников, педагогов и представителей правоохранительных органов.В Мурманской области шефские проекты реализует по своей инициативе крупный бизнес. Последние пять лет в школах, расположенных в городах присутствия крупного химического холдинга, ребята из десятых и одиннадцатых классов изучали по углубленной программе математику, информатику, физику и химию, посещали вместе с наставниками производственные площадки и вузы.Наставничество - это не дань моде и не инновация, а традиционный метод обученияВ 2018-2019 учебном году проект получил развитие. В двух школах Кировска и Апатитов в образовательном процессе начали использовать элементы производственно-экономической игры. В профориентационные мероприятия ребят теперь вовлекают с пятого класса. Кроме того, проект предполагает повышение квалификации всех педагогов.Привести к общему знаменателюКак отмечает президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга, член коллегии комитета по образованию Санкт-Петербурга, доктор технических наук Владимир Евсеев, регионы СЗФО действительно накопили существенный опыт, связанный с реализацией наставнических проектов. Но все эти мероприятия разрознены - единой системы, позволяющей масштабировать позитивные практики, ни в округе, ни во всей стране нет. - Поэтому я, разумеется, поддерживаю предложение общественников развивать систему наставничества "сверху", с помощью федеральных грантов и субсидий, - комментирует ситуацию Владимир Евсеев. - В то же время, как мне кажется, не следует разбивать меры поддержки по нескольким приоритетным проектам. Быстрее и эффективнее - принять отдельное постановление правительства РФ. Пусть за его реализацию на федеральном уровне отвечает одно из министерств или ведомств. При этом необходима координация действий со всеми остальными заинтересованными органами власти. На региональном уровне следует создавать рабочие общественные группы под руководством профильных комитетов или областных министерств, подключать к работе молодежные коллегии, центры студенческих инициатив. Кроме того, очень важно, поддерживая партнерские проекты образовательных учреждений и базовых предприятий-шефов, не забывать о развитии наставничества внутри самих предприятий для подготовки кадров на рабочих местах.По словам Владимира Евсеева, в Санкт-Петербурге уже сейчас реализуются несколько образовательных инициатив, которые могли бы претендовать на новые гранты и субсидии. К примеру, с 1 сентября 2019 года начнет работу новая Инженерно-технологическая школа N 777, где традиционные уроки интегрируют с дополнительными занятиями по всем спектрам интересов ребенка.Единой системы, позволяющей масштабировать позитивные практики наставничества, ни в округе, ни во все стране пока нет- Частично дополнительное образование школьники смогут получать за счет бюджета, однако некоторые занятия будут платными. При этом у школы уже есть партнеры среди вузов, она сотрудничает с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, намечены совместные проекты. И с федеральной поддержкой образовательное учреждение могло бы расширить перечень бесплатных дополнительных занятий, - поясняет Владимир Евсеев. Еще один проект - собственный учебный центр Союза литейщиков Санкт-Петербурга. Объединение с помощью комитета по образованию учредило коммерческую структуру на базе одного из городских колледжей, разработало методическую базу, нашло преподавателей. Однако деньги на покупку дорогостоящего учебного и лабораторного оборудования найти пока не удается - и здесь очень бы пригодилась федеральная субсидия или грант.- В целом я не вижу препятствий, чтобы распространить наставнические проекты, которые сейчас реализуются только в отношении детей-сирот, на всех школьников. Не вижу я препятствий и для повсеместной реализации шефских инициатив бизнеса - если государство начнет финансово поощрять эти мероприятия. Речь при этом не идет о каких-то заоблачных суммах. Тем более и бизнес, и общественность, получив отклик от властей, будут готовы софинансировать проекты по подготовке кадров для самих же предприятий. Главное - обеспечить системный подход, предусматривающий и обязательные мероприятия, инициируемые федеральным центром "сверху", и поддержку инициатив "снизу", - подводит итог Владимир Евсеев.

Эксперты предложили масштабировать лучшие практики наставничества
© Российская Газета