ТАСС 17 октября 2018

Эксперты: вузы РФ вошли в рейтинг THE благодаря упору на гуманитарные специальности

МОСКВА, 17 октября. /ТАСС/. Российские вузы, входящие в программу повышения конкурентоспособности университетов «5-100», впервые попали в престижный международный предметный рейтинг Times Higher Education (THE) благодаря упору на образовательные программы и развитию гуманитарных специальностей. Такое мнение в беседе с ТАСС выразили ректоры попавших в рейтинги университетов Казани и Томска.
Внимание к образованию
Новинкой этого года в рейтинге стало выделение работы университетов в области образования (Education Subject Ranking). Российским лидером предметного рейтинга по данному направлению стал Казанский федеральный университет (КФУ), в котором создали педагогические отделения в структуре большинства профильных институтов.
"В рамках подобной распределенной системы обеспечивается эффективное погружение будущего педагога в предметную область. Координатором психолого-педагогической подготовки при этом остается действующий в структуре университета Институт психологии и образования", — рассказал ТАСС ректор КФУ Ильшат Гафуров, добавив, что развитие педагогического образования и подготовка современных учителей, ориентированных на работу в насыщенной информационной среде, является одним из приоритетных направлений КФУ.
Ректор отметил, что важным элементом инфраструктуры являются лицеи — ИТ-лицей и Лицей имени Н. И. Лобачевского, встроенные в структуру университета. «По сути, они являются лабораториями, в рамках которых ученые КФУ проводят пилотные исследования, апробируют современные образование технологии. Лицеи являются также базой практики для студентов университета, предоставляя возможность отработки прикладных навыков и компетенций. Они же являются нашей площадкой для трансфера технологий, на которой мы апробируем и масштабируем разработки для их дальнейшего внедрения в другие школы», — считает ректор вуза.
Упор на гуманитариев
Чтобы впервые занять место в группе 301-400 данного рейтинга, Томский государственный университет (ТГУ) сделал упор на развитие гуманитарных наук, что дало прирост не только по количеству научных публикаций, но и по их цитированию, сказал ТАСС ректор ТГУ Эдуард Галажинский.
"Особый упор в последние годы мы делали на гуманитарные науки, поскольку им очень тяжело было двигаться в новых стандартах. Отмечу, что активное участие в продвижении университета принимает Высшая школа журналистики — за счет продвижения партнеров, за счет большого событийного ряда. Плюс большие надежды мы возлагаем на усиление исторического факультета политологами", — сказал Галажинский.
Кроме того, по его словам, университет также уделяет внимание совершенствованию образовательного процесса с технической точки зрения.
Дальнейшие перспективы
Как рассказал ТАСС Илья Куфтырев — директор входящего в проект 5-100 Центра рейтинговых исследований петербургского Университета ИТМО, — результаты рейтинга показывают, что российские вузы по-прежнему конкурентоспособны на мировом уровне, однако для совершения большого скачка нужны время и большие усилия.
"Для обывателя понимание того, что вуз находит на сотом, на трехсотом, на пятисотом месте, — это очень плохо. Это не совсем так: в мире насчитывается до 40 тыс. вузов, и потому, когда вы входите в топ-400, это очень неплохой результат. Однако результаты не такие радостные, они освобождают от излишних иллюзий", — сказал Куфтырев, добавив, что процесс повышения рейтинга университета — это «долгий процесс роста над самим собой».
Он отметил, что ИТМО также ставит перед собой задачу войти в первые сотни рейтинга THE и уже сейчас продемонстрировал сильный рост в рейтинге вузов QS BRICS, опубликованном накануне вечером. Там университет поднялся сразу на 11 позиций, что является одним из лучших результатов в этом рейтинге.
О рейтинге
При составлении предметных рейтингов THE используются те же 13 индикаторов эффективности, что и в мировом институциональном рейтинге, которые группируются по пяти направлениям: преподавание (среда обучения); исследования (объем, доход и репутация); цитирование (влияние исследований); международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования); доход от производственной деятельности (передача знаний). Вместе с тем данные индикаторы имеют другие веса с целью учета специфики конкретных научных областей.
 Ещё 2 источника 
Комментарии
Читайте также
Минтруд распространит программу «Этика госслужбы»
Ученики московской школы вернули уволенного педагога
В Госдуме согласились с «ущербностью» ЕГЭ
10
Никонов призвал вернуть престиж аспирантуре
1
Последние новости
AFP: студенты заблокировали университет Париж-Нантер
В Кургане из-за морозов отменили занятия у учеников начальных классов
Глава комитета Думы по образованию заявил, что наука в России недофинансирована