Войти в почту

Преподаватель Малой академии Краснодара рассказала о воспитании «звездных» учеников

В день учителя «Краснодарские известия» поговорили со Светланой Гробовой, преподавателем Малой академии, и узнали секрет успеха ее профессиональной деятельности. Три учителя Уроженка Алтая, выпускница Санкт-Петербургского университета им. Герцена, Светлана Гробовая более 25 лет преподает биологию в краснодарских учебных заведениях. Ее учеников можно встретить в научных лабораториях ведущих вузов страны и края, медицинских центрах и поликлиниках, во всех учреждениях, так или иначе связанных с растительным миром и экологией. - Именно учитель зарождает в ребенке любовь к науке, будит его любопытство, мотивирует к занятиям, способствует достижению определенных высот. Мне с этим повезло дважды, - рассказывает Светлана Алексеевна. Старшие классы Светлана оканчивала в Майкопе, куда переехала с семьей из-за болезни отца. Социализироваться девочке было непросто. Единственной отрадой стали уроки химии, которые вела заслуженный учитель РСФСР Анна Анина. Именно она открыла девочке красоту этой науки, яркой и непредсказуемой, и в то же время удивительно логичной. Светлана, конечно же, страстно заболела химией. - Поступать мы с подругой поехали в Санкт-Петербург, думали, что обратно никогда не вернемся. Но, насмешка судьбы, мы обе вышли замуж за казаков, а потому возвращение на Кубань было для нас предопределено. Вначале мы с мужем оказались на Дальнем Востоке, где он служил, а я работала заведующей лабораторией научного производства, - вспоминает Светлана Гробовая. В университет Светлана поступила на химикобиологическое отделение (на двух других, чисто «химических», преподавание велось на английском и французском языках), но не пожалела. Время ее учебы совпало с переломным моментом в биологии: в России только открылись врата для получившей легализацию генетики, а мир заговорил о последствиях техногенных катастроф и экологии. Выпуск Светланы стал первым, в курс обучения которого вошли такие предметы, как «Общая экология», «Биологическая экология», «Экология растений» и другие. - Шефство над моей дипломной работой взяла Ирина Пономарева, позже автор первого учебника по экологии высшей школы и, соответственно, родоначальник этих исследований в России. Было безумно интересно вместе с ней открывать для себя новые горизонты, мы все тогда горели наукой и не жалели сил и времени. И, что особенно приятно, исследования из моей дипломной работы тоже попали на страницы этого учебника. Ирина Николаевна после издания выслала мне экземпляр на Дальний Восток, - рассказывает Светлана Алексеевна. Вперед, на природу! В Краснодаре устроиться на работу школьным учителем помогли роковые 90-е, когда обнищавшие преподаватели побежали из школ, и стали появляться вакантные места. Так в 94-м Светлана Гробовая стала учителем биологии в гимназии №47, где и проработала до 2007 года. Оглядываясь на прошедшие годы, она с сожалением говорит, что в советское время образование было глубже и шире, а сейчас количество часов на биологию, химию и географию отводить стали значительно меньше. - Приход нового руководителя в переломное для страны время стал стимулом к обновлению школы, развитию инициатив, новому движению. Так у нас появились летние экспедиции, - вспоминает Светлана Алексеевна. Она стала их бессменным руководителем, и проводит их и по сей день, но уже под крылом Малой академии, куда перешла работать в 2007 году. Сначала она с детьми проводила исследования на хуторе Ленина, затем в лесах Убинки, на побережье Тамани. В ст. Даховской на протяжении четырех лет участники экспедиции проводили мониторинг рек и родников, проложили экологические тропы. На основании данных этих экспедиций дети написали множество научных работ и защитили их на краевых и российских конференциях. Отрада души - В обычных школах направленность больше теоретическая, а в моей авторской программе 70 процентов занятий именно для практикумов. Дети сами ищут, рассматривают, подготавливают найденные для исследований объекты. А темы появляются случайно, сами нас находят. Однажды, когда Дмитрий Зимарин хотел написать работу, посвященную птицам, мы отправились в лес и случайно наткнулись на кладку яиц ложного шелкопряда. Юноша провел исследования, обратившись за помощью к экспертам, и через некоторое время его открытие признали выдающимся. Дело в том, что в его заключении было указано, что, если срочно не провести обработку леса в Северском районе, где экспедиция обнаружила эту кладку яиц, то вскоре ложным шелкопрядом будут поражены все леса Горячеключевского и Крымского районов. Что и произошло. Сейчас Дмитрий - эксперт международной компании. А первый звездным учеником Светланы Гробовой стал Слава Славко, выпускник 2007 года. Его, третьеклассника, привел к ней учитель начальных классов, когда мальчик буквально измучил всех своей любовью к природе. Ключевым стал кросс на физкультуре: все ребята уже прибежали к финишу, а Славы все нет. Пошли его искать, а оказалось, что он кузнечика рассматривает. Сейчас Слава уже окончил аспирантуру МГУ, защитил кандидатскую диссертацию и стал единственным в России специалистом, обладающим методом спасения «опустынивающих» земель. - В этом году еще одна радость: Артем Пустовит, который два года назад стал абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников среди девятых классов, - снова с победой. Он выиграл Международную олимпиаду по биологии, проходившую в Тегеране, правда, уже в качестве выпускника университетской гимназии МГУ. Его специально пригласили туда для подготовки к работе в Сколково, - улыбается учитель. Билет на счастье Сейчас Светлана Гробовая ведет занятия в трех группах, и у нее чуть более 40 учеников. - Работа в Малой академии - это мой счастливый лотерейный билет. Здесь учатся дети, которые прошли отбор на городских школьных олимпиадах. Они идут сюда за знаниями, и не потому, что это нужно, а потому, что хочется. Их глаза горят, и я стараюсь им ответить на все вопросы, выкладываюсь полностью, чтобы подвести к новым вершинам знаний. И когда это получается, я очень радуюсь, - заканчивает разговор Светлана Алексеевна. И, надо сказать, ученики не забывают своего учителя, даже когда купаются в лучах славы и успеха: в профессиональный праздник ее телефон горячий от звонков, а душа - от счастья. Ранее в материалах «КИ» лучший воспитатель детсада Игорь Кондратенко – выпускник первого в Краснодаре потока учителей-дефектологов КубГУ – рассказывал о своей работе с детьми. Читайте новости там, где удобно: Twitter, Fb , Vk, Оk, Яндекс.Дзен.