Ещё

Почему школы плодят все больше «идиотов» 

Фото: Кадр из к/ф «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»
Определение, которое вице-спикер Госдумы Петр Толстой накануне Дня Знаний дал реформам системы народного образования, может выглядеть неполиткорректным, однако по сути депутат не так далек от истины.
Потомок великого писателя назвал то, к чему пришло школьное образование в результате всех перестроек, «идиотским».
Поводом к такой нелицеприятной оценке послужило нападение группы гопников в Петербурге на прохожих, однако этот инцидент далеко не первый (и, можно быть уверенным, не последний), который напрямую связан с системным кризисом российского образования: организационным, кадровым, идеологическим.

Школа — зеркало души

Правда, Петр Толстой ограничился лишь констатацией факта такого кризиса, но не дал никаких рецептов, как из него выйти.
Народное образование в России — традиционно поле непрерывной битвы между консервативной школьной системой, которая требует от учителей и учеников соответствия установленным регламентам, и отдельными прогрессивно мыслящими и «пассионарными» учителями, к которым родители пытаются устроить детей всеми правдами и неправдами.
И это не случайно: потому что факт качественной примитивизации школьного образования признаётся практически всеми работниками этой сферы (кроме разве что совсем уж упертых), но практически нет реальных, готовых к употреблению предложений, как развернуть эту дегенерацию вспять.
Потому что школа — это зеркало всего общества, и нереально ожидать, что ГБОУ превратятся в островки света в темном царстве, где очереди к мощам святых выстраиваются на километры длиннее, чем в научные музеи.
Не считать же всерьез такими предложениями рекомендации Минобразования выявлять детей, склонных к агрессивному поведению, еще до того, как эта склонность выльется в какие-то реальные деструктивные поступки. Ведь сама школьная система поощряет серость и одинаковость — как среди учителей, так и среди учеников, а яркие, самобытные, выбивающиеся из общей массы педагоги и дети не просто не находят поддержки.

Мальчик залез в механический пресс

Директор школы для одаренных детей «Летово» Михаил Мокринский ранее рассказывал «Ридусу», какой жесткий отбор проходят не только подростки, но и учителя, которых приглашают в его школу:
"Основная проблема сегодняшней системы образования не в том, что школьников учат слишком много, а в том, что учебное время используется малоэффективно. Учебные технологии — времязатратные. Если в классе знания в ребенка не впрессовывают механически, а ведут с ним диалог, то школьник не будет ощущать себя перегруженным, а это первое условие, чтобы дети не воспринимали школу как повинность. А у учителя появится реалистичная нагрузка, которую он может выполнить не на бумаге, а в реальности.
Случаи, подобные происшествиям в Таврическом саду, говорят о том, что конкретные подростки в какой-то момент выпали из поля зрения взрослых, полагает педагог Татьяна Редина.
"Как правило, такие эксцессы говорят о том, что мальчики пытаются привлечь к себе внимание окружающих. Если бы на эти попытки, пока они не достигли крайнего проявления, обратили внимание взрослые (или хотя бы сверстники, и сообщили взрослым), таких инцидентов бы не было", — сказала она «Ридусу».
Почему попытки подростков привлечь к себе внимание оказались тщетными, могут быть разные причины. Либо виной тому психологический кризис, который пришелся на каникулы, когда учителей рядом не было по определению, а родители, вероятно, слишком были заняты своими проблемами. Либо в семье этих школьников вообще не очень интересуются их жизнью — там, по обиходному выражению, «дети растут, как трава».

Тупой, еще тупее

Впрочем, школьное образование переживает кризис не только в России, следует из опубликованного в октябре 2017 года докладе Всемирного банка «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать».
«Ходить в школу — не значит учиться», афористично заявляют авторы доклада.
Это значит, что школы выпускают людей, в принципе не способных к обучению, делает вывод ВБ. (А как иначе, если вместо того, чтобы читать книги, подросток сутками напролет играет в Counterstrike?)
Ккачество школьного образования во всем мире действительно вызывает опасения за будущее человечества, говорит академик Российской академии образования Михаил Рыжаков.
"Вы помните такого персонажа — представителя Госдепа США Псаки? Это же был смех сквозь слезы, когда она искала подлодки у берегов Белоруссии. А ведь она на эту должность не прямо из школы попала, у нее наверняка еще какой-то университет в резюме присутствует! Если во всех Штатах не нашлось более грамотного претендента на роль «лица» страны, то о каком качестве обучения там можно вообще говорить", — сказал он «Ридусу».
Однако качество образования (или отсутствие такового) проявляется, естественно, и не на столь высоком уровне. Оно лезет как шило из мешка в виде так называемой функциональной безграмотности: когда человек более-менее уверенно выполняет известные ему задачи, но его ставит в полный тупик ситуация, когда надо сделать что-либо, о чем у него нет инструкции.
Иными словами, подавляющее большинство людей в любой стране мира не обучены самому важному для успешной жизни и работы искусству: искусству думать самостоятельно, подчеркивает Рыжаков.
"Здесь не вполне понятно, где курица, а где яйцо: то ли ориентированность процесса обучения на успешную сдачу ЕГЭ привела к примитивизации мышления школьников; то ли, наоборот, ввести «галочную» систему тестирования пришлось из-за того, что выпускники стали не в состоянии осилить письменные работы", — говорит он.
Комментарии13
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео