Войти в почту

Вузы российские и вузы европейские: почувствуйте разницу

В этом году исполняется 15 лет с тех пор, как Россия официально стала участником Болонского процесса в высшем образовании. За эти годы европейские страны приняли меры по гармонизации своих образовательных систем. Этому, разумеется, немало способствовало их членство в ЕС. Россия тоже совершала шаги в сторону унификации и повышения конкурентоспособности высшего образования. Всё ли удалось, произошли ли какие-то заметные подвижки и улучшения? Попытаемся ответить в этой статье. Плюсы и минусы Болонского процесса К данному моменту в Болонский процесс вовлечены 48 государств. Цель благая - создать единое пространство высшего образования на территории всех стран-участниц. Уже десятки тысяч студентов в России получили дипломы бакалавров и магистров, но работодатели в нашей стране до сих пор не понимают, что значат эти академические степени. Часто можно услышать, что диплом бакалавра - не вполне документ о высшем образовании. Дело в том, что бакалавр получает уровень знаний, необходимых на рабочем месте, а магистр и специалист изучают некоторые узкоспециальные курсы более углубленно. Именно поэтому диплом бакалавра часто создает проблемы своим обладателям. Еще одно распространенное мнение: дипломы бакалавра и магистра, выданные по новым правилам, облегчают пути для «оттока мозгов» из России. Какие преимущества за это время появились у студентов? Одно из основных достижений - повышение мобильности. Студент может на любом курсе отправиться учиться в другой университет страны-участницы, а по возвращении домой ему зачтут дисциплины, пройденные за границей. Этому способствует схожая система кредитов, образовательных модулей и учебных планов. Главное, найти себе руководителя стажировки, то есть университет, готовый принять студента, - и можно отправляться в путь. Но путь к всеобщей мобильности нашим студентам и преподавателям преграждают вовсе не учебные планы и кредиты, а границы и зарплаты. Легко говорить о мобильности в ЕС, где нет пограничных столбов, расстояния меньше, а зарплаты выше наших. Кроме того, в Европе принципиально иное восприятие бакалавриата и магистратуры. Люди видят в них возможность совмещения нескольких специальностей и профессий. Например, теперь можно совместить степень бакалавра, например, в филологии, со степенью магистра в журналистике, что было невозможно в прошлом. Ректоры: выборы без выборов Всё больше скандалов в последнее время связано с выборами ректоров российских вузов. Вернее сказать, с их не выборностью, а назначением. Официально, отмены института выборности ректоров нет, но неофициально процедура эта постепенно становится приметой прошлого. И даже если выборы осуществляются, они проходят после того, как кандидатов в ректоры согласует Министерство образования. В Европе подобная процедура существует только в Турции, где в министерство поступают на согласование три кандидатуры, и еще неизвестно, какую из них выберут в качестве будущего ректора. Конечно, речи не идет о том, чтобы думать о лидерстве, о том, чтобы ректор был ученым, поддержанным профессорско-преподавательским сообществом. Это просто удобная кандидатура. Нам могут возразить и сказать, что кандидатуры в России согласуются в министерстве не после, а до выборов, а уже вуз потом выбирает из согласованных кандидатов. При этом претендентов должно быть обязательно несколько. И снова кивают в сторону Запада, где господствует прозрачность, открытость, демократичность и конкурентная среда. Но на Западе всё вовсе не так, как у нас. В Германии, например, выборы ректора проходят даже тогда, когда на пост претендует только один кандидат. Такое случилось недавно в старейшем вузе Берлина - Университете им. Гумбольдта, который в разное время возглавляли философы Фихте, Гегель и Шлейермахер, историк Моммзен и физик Макс Планк. В 2016 году ректором Гумбольдтского университета была избрана Сабина Кунст, инженер, политик, доктор наук, член партии СДПГ. Ее кандидатура была единственной, но это не создало никаких проблем на выборах. Именно к ней мы обратились за некоторыми комментариями относительно жизни ректоров и профессоров в Европе, в частности, в Германии. По словам госпожи Кунст, назначение ректоров в ЕС невозможно даже представить. На вопрос об ее отношении к процедуре назначения, мы получили однозначный ответ: «Лично я абсолютно против назначения ректоров и за выборы, потому что ректор университета - princeps inter pares. Он - первый среди равных». Госпожа Кунст убеждена, что профессора, преподаватели вузов должны сами определять, кому быть их лидером. Более того, управлять университетом, вузом с командой, которая сама тебя выбрала, гораздо эффективнее. Быть лидером означает не только вести вперед, но и принять на себя ответственность из рук своих коллег. Взаимное доверие и поддержка - важное составляющее успешной работы ректора. В Германии преподавателям платят… мало? В беседе с одним из профессоров Педагогического института немецкого города Фрайбурга, доктором наук Гансом Фингером выяснилось, что в Германии тоже существует проблема низких зарплат и малой привлекательности профессий школьного учителя и вузовского преподавателя. По его словам, в последние годы нагрузка на педагогов увеличилась, а зарплаты - нет, а кроме того им сложно найти постоянное место работы. Поэтому все меньше абитуриентов выбирают педагогические вузы. Картина вроде бы печальная, но давайте обратимся к конкретным цифрам. Чтобы российскому читателю, который более-менее знаком с отечественной действительностью, было понятно, какой зарплатой недовольны немецкие преподаватели, мы обратились к данным немецкого Министерства труда за 2017 год. В среднем школьный учитель Германии получает в месяц от трех до пяти тысяч евро. Легко понять, что в пересчете на наши деньги сумма получается от 210 000 до 350 000 рублей, то есть примерно в восемь - десять раз больше, чем в среднем в России, если принять во внимание цифру, озвученную российским Министерством образования - 33 000 рублей в месяц (средняя зарплата учителей школ и преподавателей вузов). К сожалению, в России преподаватель получает почти столько же, сколько безработный в Германии. А иногда немецкое пособие оказывается даже выше, потому что на первых порах (в течение года) потерявшим работу немцам платят около 60 процентов (!) от их прежней зарплаты. Минимальная выплата составляет 331 евро (23 200 рублей), при этом государство оплачивает коммунальные платежи и медицинскую страховку. Прожиточный минимум в Германии составил в 2017 году 347 евро (24 300 руб.). Это мы еще не сказали о зарплатах профессоров. В среднем по Берлину зарплата профессора в вузе составляет около 92 000 евро в год, то есть около 7 660 евро в месяц. В пересчете на рубли получаются запредельные для нашей страны - 536 000 рублей в месяц. Деканы получают не слишком много за свою работу - около 800 евро в месяц сверх привычного оклада. «Чтоб ты жил на одну зарплату!..» Как нам всем известно, самую большую зарплату в вузах России получают ректоры. В самом недавнем времени несколько раз открывались факты необыкновенной состоятельности руководителей вузов нашей страны, и это при том, что рядовые преподаватели и профессора получали и продолжают получать в разы меньше. Часть можно слышать, что преподавание - это призвание, научная деятельность - удел подвижников, а если кто-то хочет заработать деньги, то следует идти в бизнес. В России проблема решается просто: преподаватели берут дополнительную нагрузку или работают на нескольких работах. И эти, другие, работы дают им часто несравнимо больший доход, чем основное рабочее место. Казалось бы, в демократической и капиталистической Европе должно быть точно так же. Но не всё так просто. Профессор в Германии, например, не может заниматься еще чем-то и где-то, не поставив в известность об этой дополнительной деятельности руководство и не получив разрешение. Вот комментарий ректора Гумбольдтовского университета госпожи Кунст: «Существует твердое правило, что профессора могут потратить 20 процентов своего рабочего времени вне университета на какую-либо (например, предпринимательскую) деятельность. Но они должны получить разрешение от ректора и указать, что именно они делают в это время». Думается, что на свою зарплату немецкие профессора могут себе позволить работать только на одном месте и заниматься своими прямыми обязанностями - преподаванием и наукой. А что же ректоры? Правила, действующие в отношении профессоров, действуют и в отношении ректоров и президентов вузов. «Ректоры имеют те же права, что и их профессора. Если бы я захотела, то могла бы получить у попечительского совета разрешение на вторую работу, - говорит ректор Кунст, - но это были бы какие-то крохи, потому что моя основная работа - это работа ректора». Что касается зарплаты, то ректор получает вовсе не больше всех в своем вузе. По утверждению госпожи Кунст, «в каждом университете есть хорошие исследователи, зарплата которых выше зарплаты ректора». Речь идет именно о зарплате в данном университете, а не о дополнительных работах и подработках. Можно ли сказать то же самое о наших реалиях? Боюсь, что нет. Думаю, излишне говорить о том, что преподаватели Германии - люди уважаемые. Кроме этого, они уважают выбранное ими руководство и свою работу, которая позволяет им заниматься любимым делом и не думать о подработках. Но всё это - приметы развитого общества и развитой экономики. Лана ВЛАДИМИРОВА, интернет-журнал «Интересант» От редакции. Полностью интервью с Сабиной Кунст, ректором Берлинского университета им. Гумбольдта, будет опубликовано на нашем портале в ближайшее время.

Вузы российские и вузы европейские: почувствуйте разницу
© Интересант