Войти в почту

Ноты с барахолки и музыка к «Врунгелю». История псковской музыкальной школы

«Бесплатные» детдомовцы Это единственный в городе памятник архитектуры модерна, которых до наших дней сохранился в первозданном виде - объект культурного наследия регионального значения. Под охраной практически всё: деревянные двери, украшенные резьбой, и изящные кованые ограждения лестницы, чугунные дверцы пе­чей и декор интерьеров. Здесь сохранились основные архитектурные решения. Поэтому все, кому приходилось бывать в музыкальной школе с её простор­ными классами и красивым фойе, отмечали особую атмосферу. Но его состояние весьма печально – обшарпанные стены, сырость, плесень, скрипучие деревянные полы и осыпающаяся штукатурка в классах. Зданию срочно требуется капитальный ремонт. Последний раз его проводили только в послевоенные годы, поэтому состояние изношенности наяву. «Мы приложили очень много усилий, чтобы провели ремонт. В прошлом году сделали проект по реставрации здания. Получилось 16 томов документов. Москва обещала выделить деньги в прошлом году, но этого не произошло. Шли разговоры, что деньги может выделить резервный фонд президента. Надеемся, что в этом году какие-то подвижки начнутся, - говорит директор школы Наталья Архипова. – Нужны еще деньги на полную замену инструментов и мебели. Сейчас они полностью изношены. Мы подсчитали, на это нужно 239 млн рублей». Если не принять меры, уже через пару-тройку лет город потеряет уникальный памятник архитектуры. А между тем, у него богатая история. До того, как появилась школа, здесь до революции находился банк, в советское время – кинотеатр, а полуподвал занимал аптечный склад. Банк просуществовал недолго, всего 7 лет. Перед немецкой оккупацией 1918 года все ценности вывезли, а в здании разместилась немецкая комендатура. В начале 20-х годов в помещении разместился губфинотдел и контора государственного страхования. А уже в 30-е годы его сменил Рабочий клуб и Совет профсоюзов. Школа на Советской открылась в 1927 году. Педагоги-основатели вспоминают: «Мы сразу приняли 90 детей. Выделено было 3 комнаты в музее Ре­волюции, с 3-мя инструментами, которые надо было еще и починить. Условия ра­боты были неважные, часто переезжали с места на место, всюду сыро, холодно. В мае работали в валенках. Дотации не получали. Гороно давало очень мало, в основном, существовали на родительской плате, очень низкой. Но энтузиазм педа­гогов и детей был огромный. Гороно хотело закрыть нас, тогда весь коллектив, стремясь сохранить школу, согласился с требованием того времени, мы пошли в детский дом, проверили музыкальные данные детей и отобрали себе, каждый, по пяти бесплатных учеников». Одна из этих «бесплатных» детдомовок, Вера Яковлевна Фестенштейн, с лихвой отдала свой долг школе, отработав в ней преподавателем с 1949 по 1995 годы. Во время Великой Отечественной войны здание практически не пострадало. Хотя по воспоминаниям очевидцев, во время оккупации на улицу выбросили всю библиотеку, вдребезги разбили бюст Бетховена, возле которого фотографировались счастливые отличники, сломали инструменты. Самый страшный момент, по словам одного из преподавателя-основателя – когда фашисты повесили лучшего ученика школы Яшу Целевича и его маму. Псковский «Айболит» Война закончилась. Восстанавливать школу приехали ленинградцы, среди которых был ученик Римского-Корсакова Василий Яшнев. «В послевоенное время Псковская детская музыкальная школа была открыта 1 февраля 1946 года, в нынешнем здании, но занимали тогда только несколько ком­нат первого этажа. Некоторые преподаватели жили здесь же. Инструментов было мало, так называемые «трофейные», их жертвовали в школу воинские части. Нот не было вообще. Педагогам приходилось восстанавливать по памяти, рисовать вручную, что-то покупали на барахолке, а Ев­гений Иванович Помазанский, директор школы, сам писал для учащихся пьесы, - рассказывает директор школы Наталья АРХИПОВА. - Да и со светом складывалось бедственное положение. Его давали только в определенные часы. Условия работы были сложные, но спасал огромный энтузиазм педагогов и детей». Начиная с 1947-1948 годов, школа проводила свои отчетные концерты в трех отделениях в зале драмтеатра имени А.С. Пушкина. Эти концерты пользовались в городе огромной популярностью. В те годы, при полном отсутствии грамзаписей, эти бесплатные концерты были единственным живым источником музы­кальной классики. Постепенно в школе от­крывались новые классы по специальностям скрипки, духовых инструментов, бая­на. До открытия в Пскове в 1960 году музыкального училища школа считалась глав­ным музыкальным центром всей области. 24 декабря 1987 года Псковской детской музыкальной школе № 1 присвоили имя выдающегося русского композитора и педагога Н.А.Римского-Корсакова. За все это время школа выпустила десятки талантливых музыкантов. Многие выпускники стали педагогами, артистами, оркестрантами, музыковедами, работают в различных городах России и за рубежом. Пожалуй, одним из выдающихся был Георгий Фиртич, советский и российский композитор, джазовый пианист. Именно он написал музыку к мультфильмам «Приключения капитана Врунгеля» и «Доктор Айболит». Известный в Пскове пианист и концертмейстер Борис Шелков на протяжении нескольких лет играл в составе камерного трио в Израиле. Кто-то из выпускников уехал в Голландию, Берлин и даже Мексику. И, кстати, зал в школе спроектирован так, что акустика здесь считается лучшей в городе. Сюда даже приезжал выступать один из крупнейших пианистов XX века Святослав Рихтер. А сейчас проходит много концертов.

Ноты с барахолки и музыка к «Врунгелю». История псковской музыкальной школы
© АиФ Северо-запад