Образовательные инициативы обогащают педагогическую практику
Работа на перспективу Поддержке образовательных инициатив, имеющих существенное значение для решения перспективных задач в рамках модернизации содержания образования, выполнения основных положений федеральных и региональных программ развития образования, таких как Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг., Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, стандарт начального общего образования для детей с ОВЗ, департамент образования города уделяет большое внимание. В работе форума, посвященного этой тематике, приняли участие 220 руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования городского округа Самара. В ходе пленарного заседания участники познакомились с основными направлениями проектной деятельности в системе образования Самары. Публичную лекцию "Тренды современного образования" прочитала заведующая кафедрой ИКТ в образовании, к. п. н., доцент ФГБОУ ВО "Самарский государственный социально-педагогический университет" Ольга Брыксина. Было что показать Все 60 образовательных учреждений, которые являлись проектными площадками в 2017 году, в ходе стендовой защиты проектов и круглых столов представили свои наработки. Проектные площадки разрабатывают и тиражируют новые элементы содержания образования и системы воспитания, педагогические технологии, учебно-методические и учебно-лабораторные комплексы. Наработанные материалы обогащают педагогическую практику на уровне дошкольного образования и основного образования. Круг обсуждаемых на круглых столах вопросов касался современных образовательных и воспитательных практик, дистанционных технологий образования, формирования ценностных ориентаций у детей и подростков, проблем профессионального самоопределения, а также развития инженерных компетенций в системе общего и дополнительного образования. Стендовая защита проектов привлекла живое внимание участников форума, которым была предоставлена возможность оценить каждое выступление посредством электронного голосования. Проектные площадки и педагоги этих образовательных учреждений не раз становились победителями и призерами всероссийских и региональных конкурсов профессионального мастерства. Так, гимназия № 4 заняла 1-е место в номинации "Инновации в образовательном процессе" Всероссийского конкурса "Инновационная школа — 2016", гимназия № 11 входит в 500 лучших школ России по результатам 2017 года, школа № 102 заняла III место на областном конкурсе программ в номинации "Знакомство с миром профессий", школа № 16 и гимназия № 133 стали лауреатами Всероссийского конкурса "Образовательная организация XXI века. Лига лидеров-2017". И этот список можно было бы продолжить. Все проектные площадки нацелены на поиск решений тех или иных образовательных задач. Так, МБОУ школа № 8 последние три года разрабатывает систему адаптации детей-мигрантов путем вовлечения их в активную языковую среду. Гимназия "Перспектива" работает над осознанием школьниками своего учения и развитием их способности управлять процессом. Проект школы № 24 — "Школа будущих инженеров "Архимед" — отличает предметное погружение и инженерные маршруты с проектными заданиями, экскурсиями на факультеты и предприятия по профилю подготовки. Лилия Галузина, руководитель департамента образования Самары: — Инновационная работа в образовательных учреждениях города в последнее время становится достаточно востребованным видом педагогической деятельности, важнейшим механизмом развития муниципальной системы образования в рамках реализации стратегии развития Самары. Участники городского форума образовательных инициатив о реализованных проектах Лидия Баннова, директор самарской школы № 34: — Практика показывает, что включение школьников в общественно значимую деятельность существенно расширяет возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. В прошедшем учебном году школа вышла с проектной инициативой "Менеджмент отходов как способ формирования экологической культуры", цель которой — создание экологоориентированной среды в поселке Зубчаниновка через включение населения в решение проблемы обращения с отходами. Учащиеся школы были вовлечены в проектную инициативу через реализацию ученического проекта. Особый акцент был сделан на важности раздельного сбора ПЭТ-тары. В День единых действий в рамках Всероссийского урока "Мы вместе!" проект "Разделяя — сохраняй!" поддержала вся школа. Практически каждый ученик, каждый педагог шел в школу с пакетом ПЭТ-тары или связкой макулатуры. За один день было собрано и отправлено на вторичную переработку более 2 тонн макулатуры. В результате одной акции нам удалось спасти более 200 деревьев, сдано на переработку более 3000 тысяч ПЭТ-бутылок. Но главное, пожалуй, то, что каждый участник проекта понял, что даже маленький вклад очень ценен для сохранения окружающей среды. Ольга Цибарева, директор самарской школы № 63: — МБОУ школа № 63 г. о. Самара выступало на городском форуме образовательных инициатив с проектом "Выявление и поддержка одаренности учащихся средствами продуктивного обучения". Продуктивное обучение мы рассматриваем как способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающий усвоение учебных действий, с помощью которых ребята самостоятельно могут находить решение новых познавательных или практических задач, отличных от заданного образца. В нашей школе для стимулирования процесса профессионального самоопределения обучающихся применяются информационно-коммуникационные технологии, которые используются во всех сферах последующей профессиональной деятельности. Формирование проектного и инженерного мышления у школьников достигается средствами открытых задач по учебным предметам. Это позволяет существенно повысить не только образовательный потенциал изучения школьных предметов, но и готовность школьников решать задачи, в том числе выходящие за рамки учебного материала. Надежда Созинова, директор самарской школы № 83: — В 2017 году наша школа была включена в городскую проектную инициативу "Формирование устойчивого интереса обучающихся к инженерным и рабочим профессиям" и стала проектной площадкой "МБОУ школа № 83 — образовательный политехнический комплекс г. о. Самара". По итогам работы она награждена дипломом победителя стендовой презентации проекта 2017 года в направлении "Модели сопровождения профессионального самоопределения учащихся". Среди задач, решаемых городской проектной площадкой в образовательной области "Технология", на первом месте стоит оказание помощи выпускникам в профессиональном самоопределении. Концептуальная идея образовательного комплекса на базе школы заключается в создании информационно-образовательного пространства в системе сетевого взаимодействия школы с ЦВР И ЦДТ, учреждениями СПО инженерно-технической направленности как ресурсного центра профессиональной ориентации, подготовки молодежи к трудовой деятельности, социальной адаптации и защиты в современных рыночных условиях. Сетевая форма обеспечивает использование ресурсов нескольких организаций, в том числе промышленных предприятий, и это, несомненно, приведет к более осознанному выбору будущей профессии. Татьяна Железникова, директор самарской школы № 124: — На форуме мы представили стратегический проект "Архитектурная Самара", посвященный восстановлению утраченных связей подрастающего поколения с градостроительным наследием старой Самары. В рамках проектной инициативы школьниками разработан туристический маршрут по объектам культурного наследия города. Творческие группы детей создали трехмерные макеты старинных зданий на основе архивных исторических чертежей, коллекцию архитектурных костюмов и иллюстрированный календарь с видами исторической части города. Наш проект направлен не только на приобщение молодежи к архитектурно-культурному наследию, но и на создание условий для развития творческого потенциала школьников. Проект нашел живой отклик среди детей, родителей и педагогического сообщества.