15 февраля 2018, HR-tv.ru

Топ-3 недостатков корпоративных университетов

На кого ориентировались первые корпоративные университеты в России, но почему им пока не удалось вслед за Западом выстроить плотную связку между бизнесом и традиционными вузами, порталу HR-tv.ru рассказал Михаил Хачатурян, доцент кафедры Теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Корпоративный университет — это система внутреннего обучения, выстроенная в рамках корпоративной идеологии на основе единой концепции и методологии, охватывающая все уровни руководителей и специалистов.
В современных условиях любая уважающая себя корпорация имеет свой корпоративный университет.
Однако началось все еще в конце 20-х годов ХХ века. Engineeringand Management Institute, основанный в 1927 году компанией GeneralMotors, принято считать первым корпоративным университетом. Правда, в то время такого термина не существовало, его значительно позже ввела в обиход компания Motorola. Концепция не получала широкого распространения до 50-х годов прошлого века, когда были открыты DisneyUniversity и ManagementDevelopmentInstitute компании GeneralElectric.
В 60-е процесс пошел. Первая ласточка — McDonald's со своим знаменитым HamburgerUniversity. Для справки: в университете гамбургера прошли обучение более 65000 менеджеров, а его филиалы работают в Великобритании, Германии, Японии и Австралии.
Бум создания корпоративных университетов пришелся на 90-е годы: 1988 по 1998 год их количество увеличилось в 4 раза. Европа подхватила тенденцию несколько позже, в начале 90-х. В первых рядах оказались германская авиакомпания Lufthansa и Unipart, ведущая британская корпорация по производству комплектующих для автопрома. Сегодня UnipartUniversity (UU), основанный в 1993 году — огромный суперсовременный образовательный комплекс, расположенный в штаб-квартире компании неподалеку от Оксфорда. Кстати, именно британский опыт использовала российская корпорация «Северсталь», для создания собственного корпоративного университета.
В России одними из первых за внедрение корпоративных университетов взялись пришедшие на наш рынок западные компании — Coca-Cola, McDonald's, Motorola.
Российские компании начали создавать свои университеты с 1999 года. Первый — основанный в том же 1999-м компанией «ВымпелКом», университет «Билайн». Сейчас собственные корпоративные университеты есть у многих российских предприятий — ОАО «Северсталь», «Ингосстраха», ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «Ростелеком», ПАО Сбербанк, ОАО «Норильский никель», Группы компаний «Волга–Днепр». На сегодняшний день, по данным Фонда стратегических разработок «Северо-Запад», в России насчитывается больше 30 корпоративных университетов.
Развитие корпоративных университетов — нормальный процесс развития систем внутренней корпоративной культуры организации, а, следовательно, и развития персонала организации.
И если на Западе развитие корпоративных университетов было вызвано желанием дополнить и расширить знания и навыки, получаемые работниками в колледжах и Университетах, то в России их появление в определенном смысле связано с нестабильностью системы образованием и возникшим разрывом между требованиями изменившейся бизнес-среды, и логикой образовательных программ, реализуемых в вузах.
Важно также отметить, что если появление корпоративных университетов на Западе позволило выстроить систему взаимодействия между традиционными вузами и бизнесом, в России этого до сих пор не произошло, так как большинство корпоративных университетов предпочитают оставаться закрытыми клубами, а не центрами взаимодействия науки и бизнеса.
Это можно назвать своего рода политикой «чучхе», то есть опорой на собственные силы, которая предполагает, что корпоративные университеты прогрессивнее, адаптивнее и лучше традиционных вузов, которые отличают весьма запутанной схемой управления и неповоротливостью.
В оторванности корпоративных университетов от традиционной системы высшего образования и зиждется их главный недостаток. Отсутствие взаимодействия обедняет и традиционные вузы, которые зачастую сталкиваются со сложностями во взаимодействии с бизнес-структурами, а, следовательно, не могут точнее сформулировать программы подготовки, что позволит повысить востребованность выпускников на рынке труда.
Но это также вредит и корпоративным университетам, которые остаются во многом «вещью в себе», и их выпускники получают глубокое погружение в корпоративную культуру организации, но лишены навыка научного исследования, который прививается в традиционных вузах.
Фото Pixabay
Ростелеком Ингосстрах Норникель Сбербанк России Северсталь Lufthansa Сухой Вымпелком Coca-Cola Образование Австралия Германия Великобритания Япония
Оставить комментарий

Главное по темам

Студенты из Астрахани распили пиво на паре

24 февраля 2018

«Рабы не мы. Рабы немы»: митинг в защиту русских школ

24 февраля 2018

В школах Ярославля объявили свободное посещение

22 февраля 2018

Трамп предложил вооружить учителей

22 февраля 2018

Школы Кемерова закроют на карантин

21 февраля 2018

Видеоновости

Статьи

На иллюзиях Киева поставили точку

Антироссийская пропаганда, которую ведут украинские власти, не действует на граждан, и особенно лишается смысла после посещения ими Крыма, наглядной демонстрации разницы в уровнях жизни двух стран.

«Успешная операция»: как в посольстве РФ нашли кокаин

Захарова объяснила появление кокаина в здании посольства РФ в Аргентине.

«Рабы не мы. Рабы немы»: митинг в защиту русских школ

В центре Риги состоялся митинг против перевода школ национальных меньшинств на обучение только на государственном языке.

Деньги на воздух: Турция заменит американские самолеты

Турция заменит устаревшие учебно-тренировочные самолеты Northrop T-38 Talon американского производства на собственные самолеты Hurjet. Как ожидается, первый полет самолет совершит в 2022 году.

«Порошенко перечеркнул Минские соглашения»

На Украине вступил в силу закон о реинтеграции Донбасса. В нём Россию называют страной-агрессором, а неподконтрольные Киеву территории признаются «временно оккупированными».

Фоторепортажи