Ещё

Топ-3 недостатков корпоративных университетов 

Фото: HR-tv.ru
На кого ориентировались первые корпоративные университеты в России, но почему им пока не удалось вслед за Западом выстроить плотную связку между бизнесом и традиционными вузами, порталу HR-tv.ru рассказал Михаил Хачатурян, доцент кафедры Теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Корпоративный университет — это система внутреннего обучения, выстроенная в рамках корпоративной идеологии на основе единой концепции и методологии, охватывающая все уровни руководителей и специалистов.
В современных условиях любая уважающая себя корпорация имеет свой корпоративный университет.
Однако началось все еще в конце 20-х годов ХХ века. Engineeringand Management Institute, основанный в 1927 году компанией GeneralMotors, принято считать первым корпоративным университетом. Правда, в то время такого термина не существовало, его значительно позже ввела в обиход компания Motorola. Концепция не получала широкого распространения до 50-х годов прошлого века, когда были открыты DisneyUniversity и ManagementDevelopmentInstitute компании GeneralElectric.
В 60-е процесс пошел. Первая ласточка — McDonald's со своим знаменитым HamburgerUniversity. Для справки: в университете гамбургера прошли обучение более 65000 менеджеров, а его филиалы работают в Великобритании, Германии, Японии и Австралии.
Бум создания корпоративных университетов пришелся на 90-е годы: 1988 по 1998 год их количество увеличилось в 4 раза. Европа подхватила тенденцию несколько позже, в начале 90-х. В первых рядах оказались германская авиакомпания Lufthansa и Unipart, ведущая британская корпорация по производству комплектующих для автопрома. Сегодня UnipartUniversity (UU), основанный в 1993 году — огромный суперсовременный образовательный комплекс, расположенный в штаб-квартире компании неподалеку от Оксфорда. Кстати, именно британский опыт использовала российская корпорация «Северсталь», для создания собственного корпоративного университета.
В России одними из первых за внедрение корпоративных университетов взялись пришедшие на наш рынок западные компании — Coca-Cola, McDonald's, Motorola.
Российские компании начали создавать свои университеты с 1999 года. Первый — основанный в том же 1999-м компанией «ВымпелКом», университет «Билайн». Сейчас собственные корпоративные университеты есть у многих российских предприятий — ОАО «Северсталь», «Ингосстраха», ОАО «ОКБ Сухого», ОАО «Ростелеком», ПАО Сбербанк, ОАО «Норильский никель», Группы компаний «Волга–Днепр». На сегодняшний день, по данным Фонда стратегических разработок «Северо-Запад», в России насчитывается больше 30 корпоративных университетов.
Развитие корпоративных университетов — нормальный процесс развития систем внутренней корпоративной культуры организации, а, следовательно, и развития персонала организации.
И если на Западе развитие корпоративных университетов было вызвано желанием дополнить и расширить знания и навыки, получаемые работниками в колледжах и Университетах, то в России их появление в определенном смысле связано с нестабильностью системы образованием и возникшим разрывом между требованиями изменившейся бизнес-среды, и логикой образовательных программ, реализуемых в вузах.
Важно также отметить, что если появление корпоративных университетов на Западе позволило выстроить систему взаимодействия между традиционными вузами и бизнесом, в России этого до сих пор не произошло, так как большинство корпоративных университетов предпочитают оставаться закрытыми клубами, а не центрами взаимодействия науки и бизнеса.
Это можно назвать своего рода политикой «чучхе», то есть опорой на собственные силы, которая предполагает, что корпоративные университеты прогрессивнее, адаптивнее и лучше традиционных вузов, которые отличают весьма запутанной схемой управления и неповоротливостью.
В оторванности корпоративных университетов от традиционной системы высшего образования и зиждется их главный недостаток. Отсутствие взаимодействия обедняет и традиционные вузы, которые зачастую сталкиваются со сложностями во взаимодействии с бизнес-структурами, а, следовательно, не могут точнее сформулировать программы подготовки, что позволит повысить востребованность выпускников на рынке труда.
Но это также вредит и корпоративным университетам, которые остаются во многом «вещью в себе», и их выпускники получают глубокое погружение в корпоративную культуру организации, но лишены навыка научного исследования, который прививается в традиционных вузах.
Фото Pixabay
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео