«Ничего для нас без нас». В ТюмГУ создают доступную среду для студентов с особенностями здоровья 

«Ничего для нас без нас». В ТюмГУ создают доступную среду для студентов с особенностями здоровья
Фото: РИА "ФедералПресс"
Тогда команда ТюмГУ под руководством проректора по научной работе Андрея Толстикова выиграла грант Tempus и стала участником международного консорциума по развитию инклюзивного образования. На базе университета был создан Международный центр инклюзивного образования, который возглавила директор Института психологии и педагогики Людмила Волосникова. На протяжении трех лет центр занимался повышением квалификации педагогов, распространял идеи инклюзии, появилась лаборатория со специализированным оборудованием для слепых и слабовидящих студентов.
«В начале 2017 года этот проект подошел к концу, и мы стали думать, в каком направлении развиваться дальше, — комментирует Людмила Волосникова. — Однозначно, инклюзию следует рассматривать и как культуру университета, и как объект исследований. Поэтому был принят ряд важных решений». Первое — сохранить Международный центр инклюзивного образования и трансформировать его в междисциплинарный центр исследований инклюзии разнообразия с участием международных команд, в том числе из Дрезденского технического университета. Это один из десяти лучших университетов Германии. И второе решение — участие в конкурсе на создание Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов.
«Идея создать сеть таких центров по всей стране возникла в рамках госпрограммы «Доступная среда», — отмечает куратор РУМЦ, проректор по образовательной деятельности ТюмГУ Таисья Погодаева. — В 2016 году провело первый конкурс, и отобрало три московских вуза, в которых появились первые РУМЦ. По итогам второго конкурса, который состоялся летом 2017 года, ТюмГУ вошел в число 16 вузов-победителей, на базе которых создаются РУМЦ. В ТюмГУ его возглавила Людмила Волосникова».
Каждый Ресурсный центр должен стать катализатором процессов инклюзивного образования на закрепленной за ним территории. Тюменский РУМЦ взаимодействует с вузами Томской, Омской, Тюменской областей, Красноярского края, Югры. ТюмГУ заключил с находящимися здесь университетами соглашения, подписал дорожные карты.
РУМЦ выполняет три основных задачи: содействует успешному обучению молодых ребят-инвалидов в университете, их вовлечению в высшее образование, а также их успешной социокультурной реабилитации и трудоустройству.
В Центре есть специализированное оборудование для обучения слепых, слабовидящих и слабослышащих студентов. Это современные системы экранного увеличения, считывания с экрана (преобразования текстовой информации в аудио), программы распознавания речи и шрифта Брайля. радиомикрофоны. Недавно приобретен принтер для печати шрифтом Брайля. Все приборы отличает простота и удобство в обращении. Кроме того, специалисты РУМЦ записали несколько роликов о том, как пользоваться этими устройствами, и разместили их на сайте центра. Также преподаватели, которым надо работать с таким же оборудованием, могут прийти на консультацию.
Устройства облегчают коммуникацию преподавателя и студента, говорят в РУМЦ. Компьютер считывает обычную книгу и воспроизводит вслух. И необходимость печатать книги шрифтом Брайля пропадает. «Но если студенту это нужно, можем и напечатать. Такая потребность существует у ребят, слепых от рождения. У нас учится такой студент на третьем курсе, — рассказывает директор центра. — Оборудование, конечно же, доступно для ребят-инвалидов независимо от того, заключили соглашение с их вузом или нет. Этих студентов не так много».
Тюменский центр позиционирует себя как инновационный. Инженеры лаборатории под руководством разработали электронный учебник для слепых и слабовидящих «Сиолл». Вторая версия учебника уже запущена в производство и распространение. Ноу-хау университета является модель адаптированной программы высшего образования на основе индивидуального образовательного маршрута.
«Смысл инклюзивной педагогики, заключается в том, чтобы преподаватель учитывал особенные потребности студента-инвалида и, вместе с тем, не забывал, что есть и другие студенты со своими запросами», — говорят сотрудники центра. Инклюзивная педагогика — это именно интеграция, которая обеспечивает максимальную индивидуализацию обучения, при том, что студент работает в группе, включен в активную жизнь. Естественно, важна и социализация, социокультурная реабилитация, чтобы молодые люди с особенностями были активными и ответственными членами общества.
Один из лозунгов представители РУМЦ ТюмГУ позаимствовали у ассоциации инвалидов США: «Ничего для нас без нас», и считают, что только так можно формировать инклюзивную культуру в вузе и сделать доступным и качественным высшее образование для всех.
Как показывает статистика, люди с высшим образованием более успешны, больше зарабатывают, сохраняют здоровье. Поэтому качественное высшее образование — это несомненно преимущество для студентов с инвалидностью и ОВЗ. На данный момент доля таких студентов в контингенте обучающихся очень низкая — менее одного процента. И задача центра привлечь молодых людей с инвалидностью в вузы.
В-третьих, РУМЦ призван помочь студентам найти работу. Центр сотрудничает с общественными организациями инвалидов, органами власти, в сфере ответственности которых — трудоустройство инвалидов.
«Хотя нам всего два с половиной месяца, за это время мы успели проделать большой объем работы. Надо сказать, что хорошее наследие нам досталось от предыдущего проекта, — отмечает руководитель РУМЦ Людмила Волосникова. — Главным образом — подготовленная команда. У нас нет ни одного человека, который не прошел бы специализированное обучение или подготовку. Наличие этой команды мне кажется самым главным преимуществом ТюмГУ, которое и позволило нам стать РУМЦ и несомненно, позволит решить все поставленные перед нами Министерством задачи».
Видео дня. Жертва скопинского маньяка про его освобождение и новый фонд помощи
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео