Войти в почту

В чем причина массовой компьютерной безграмотности российских учителей

Только 16% педагогов в России умеют пользоваться цифровой техникой, заявила министр образования и науки Ольга Васильева, выступая на съезде «Единой России». Она добавила, что сегодняшний день требует цифровых знаний, дети, в отличие от взрослых, получают их быстрее и легче, тогда как учителя школ не всегда умеют пользоваться современной техникой. По ее словам, ведомство делает все возможное для развития онлайн-образования. «В ближайшие несколько лет будут высвобождаться профессии, будут появляться новые. И здесь важно, чтобы у людей любого возраста была возможность пройти специализированный курс онлайн», — заключила Васильева. Что посеешь, то и скачаешь Эта цифра шокирует вас потому, что вы живете в Москве, где дети рождаются с гаджетами в руках. Но за пределами МКАД такое положение вещей совсем не выглядит чем-то поразительным, как раз наоборот, говорит главный редактор журнала «Народное образование» Алексей Кушнир. «Есть несколько основных причин, по которым почти восемь десятых российских педагогов еще пребывают в доцифровой эпохе. Это причина как методологическая, так и экономическая и, не в последнюю очередь, психологическая», — сказал он «Ридусу». По мнению Кушнира, зерно массовой компьютерной безграмотности было посеяно еще несколько десятилетий назад, когда кем-то в тогдашнем Минобразования было решено, что информатика в школах — это роскошь, и компьютерные классы (там, где они вообще создавались) были доступны несколько часов в неделю. В результате, школьники приобретали знания и опыт работы на ПК где-угодно, только не в школах (в чем преуспели). А вот учителям, перегруженным бумажной работой, просто было невозможно найти время, чтобы оторваться от писанины и дотянуться до клавиатуры. Но даже многие из учителей, которые хотели научиться работать на компьютерах, сплошь и рядом не могли себе это позволить по банально материальным причинам, сокрушается Кушнир. «Повсеместно школьный учитель вынужден платить за Интернет и за пользование компьютером из своего кармана. При той средней зарплате, которую имеют российские учителя за пределами Москвы, они сто раз подумают, стоит ли эта игра свеч», — говорит он. Простой пример. Минобрнауки ввело по всей стране обязанность для учителей заполнять электронные дневники — но вынуждено игнорировать собственное же распоряжение, поскольку 84 процента преподавателей функционально безграмотны — то есть не могут разобраться в этой программе, даже если им не приходится платить за машинное время. В результате миллионы школьников продолжают таскать в ранцах традиционные бумажные дневники. (В Москве требование иметь бумажные дневники тоже остается в силе, хотя практически никаких записей в них давно не заносится — но это в Москве). С головой в прошлом Наконец, подчеркивает эксперт, нельзя списывать со счетов и ментальность российской системы народного образования, которая воспроизводит косность и консерватизм в среде учителей из поколения в поколение. Вместо того, чтобы учить детей передовому опыту, система загоняет их в охранительные рамки — даже если приказами сверху в школах и вводятся какие-то внешние признаки прогресса. В 2006 году в России был запущен национальный проект «Образование»: его задачей была последовательная информатизация российских школ. На сегодняшний день, по официальным отчетам, каждая школа страны подключена к Интернету. Однако формальный успех никак не отражает ситуацию в реальности, подчеркивает эксперт. «Быть подключенным к Интернету и пользоваться им — не одно и то же». «Бездумное, механическое применение технических средств в классах приводит к прямо противоположному результату. Например, установлено, что модные ныне интерактивные доски (на белую доску проецируется компьютерный экран, и непосредственно на нем можно печатать и рисовать — прим. ред.) не повышают, а ухудшают восприятие материала школьниками — потому что они начинают воспринимать материал как компьютерную игру. Соответственно, у них падает концентрация внимания, они относятся к учебному материалу менее ответственно», — объясняет Кушнир. К сожалению, масса российских учителей не находит в себе сил признать, что привычные им подходы себя изжили, а найти силы, время, деньги и, главное, мотивацию, чтобы поменять систему ценностей, доступно далеко не каждому. Это приводит к тому, что школьное образование отстает от реальных потребностей жизни даже не на шаг, а на эпоху. Как результат, в российских школах учителя, пользующиеся свечками, учат устройству лампочек детей, программирующих у себя дома сложные цифровые устройства. Кто кого может научить новым технологиям, и какой авторитет в глазах школьников может быть у учителя, не умеющего пользоваться хотя бы операционкой Android — вопрос риторический. Капитан Примитивность Если судить по косвенным признакам, то качество школьного образования, и не только в России, но и в технологически самых продвинутых странах, вызывает опасения за будущее человечества, вступается за российских учителей академик Российской академии образования Михаил Рыжаков. «Вы помните такого персонажа — представителя Госдепа США Псаки? Это же был смех сквозь слезы, когда она искала подлодки у берегов Белоруссии. А ведь она на эту должность не прямо из школы попала, у нее наверняка еще какой-то университет в резюме присутствует! Если во всех Штатах не нашлось более грамотного претендента на роль „лица“ страны, то о каком качестве обучения там можно вообще говорить», — восклицает он. Однако качество образования (или отсутствие такового) проявляется, естественно, и не на столь высоком уровне. Оно лезет как шило из мешка в виде так называемой функциональной безграмотности: когда человек более-менее уверенно выполняет известные ему задачи, но его ставит в полный тупик ситуация, когда надо сделать что-либо, о чем у него нет инструкции. Иными словами, такие люди не обучены самому важному для успешной жизни и работы искусству: искусству думать самостоятельно, подчеркивает Рыжаков. «Здесь не вполне понятно, где курица, а где яйцо: то ли ориентированность процесса обучения на успешную сдачу ЕГЭ привела к примитивизации мышления школьников; то ли, наоборот, ввести „галочную“ систему тестирования пришлось из-за того, что выпускники стали не в состоянии осилить письменные работы», — говорит он. Самое интересное, что тестовую систему, воплощенную в ЕГЭ, активно продвигает Всемирный банк. Интересно узнать, как учились в школе сами инициаторы ее введения, что итоги их деятельности оказались катастрофическими в общемировом масштабе?

В чем причина массовой компьютерной безграмотности российских учителей
© Ридус