Ещё
Белоруссия в огне. Главное

«Школьники в Приморье знают, что такое экстремизм» — Наталья Василянская 

«Школьники в Приморье знают, что такое экстремизм» — Наталья Василянская
Фото: АиФ-Владивосток
Одним из важных направлений воспитательной работы в школах, училищах и вузах является противодействие актуальным опасностям современной жизни. Заместитель директора департамента образования и науки администрации Приморского края Наталья Василянская — о том, как педагоги, дети и их родители обучаются противостоять опасностям экстремизма и терроризма.
— Есть у педагогов, в том числе, и такая задача — давать базовые знания школьникам — что такое хорошо, а что такое — плохо. В том числе, учить быть терпимыми к представителям других национальностей и религий, рассказывать об опасности экстремизма. Как строится эта работа в школах Приморского края?
— В первую очередь, речь идет о соответствующей подготовке самих педагогов.
На курсах дополнительного образования с педагогами проводится подготовка педагогов по обеспечению антитеррористической безопасности объектов и правилам поведения в ходе массовых мероприятий с участием учеников.
Подготовка педагогов по курсу ОБЖ направлена на обучение методам защиты от опасностей, а также, на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности, как компонент общей культуры, представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.
Во все муниципальные образовательные организации края направлялись методические материалы, подготовленные по заказу Национального антитеррористического комитета и представленные аппаратом Антитеррористического комитета Приморского края.
Во всех образовательных организациях региона проведены совещания об использовании методических материалов Министерства образования и науки для педагогических и управляющих работников по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде. В планы работы в сфере профилактики терроризма и экстремизма с педагогами, обучающимися, родителями включены мероприятия с использованием данных методических материалов.
Эти материалы использовались с января по май 2017 года на инструктивно-методических совещаниях классных руководителей, тематических классных часах, беседах, тренингах, при анкетировании.
В ряде школ проведены круглые столы для классных руководителей на тему «Внедрение программ противодействия распространению экстремизма», на которых прошло обсуждение методических рекомендаций. Где приняты решения по их практическому применению в воспитательной работе.
— О чем рассказывают детям в школах?
— На мероприятиях с обучающимися используются информационные материалы, сборники типовых сценариев с облачного сервиса «Яндекс. Диск». В 5-11 классах прошли беседы и практикумы по научно-популярному изданию Д. В. Колесова, С. В. Максимова, Я. В. Соколова «Остановим терроризм».
В 10-11 классах на уроках истории и обществознания использовалось издание Хайдарова «Ислам традиционный и вымышленный».
Раздаются буклеты-памятки «Как вести себя при угрозе совершения террористического акта», «Психологические рекомендации по поведению в условиях опасных ситуаций». Также эти памятки размещены на информационных стендах в школах.
При проведении классных часов использовались материалы антитеррористической и антиэкстремистской направленности. Такие, как методические разработки «Остановим терроризм», учебное пособие «Молодежь и антитеррор», фильмы из альманаха «Антология Антитеррора», «Осторожно, экстремизм!», «Помни! Будь бдителен!», видеоролики «Дружба народов», «Телефонный террор», «Экстремизм. Проявления экстремизма».
На уроках информатики, классных часах обсуждались материалы из научно-популярного издания «Интернет и антитеррор» А. Г. Штейнбуха. На уроках ОБЖ, истории, обществознания рассматривались вопросы профилактики экстремизма, разъяснялись виды экстремизма, особенности политического, национального, религиозного экстремизма.
На уроках ОБЖ учеников не только подготавливают к экстремальным ситуациям, но и занимаются укреплением их духовного, физического и психического здоровья. На основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность.
Проведены родительские собрания с использованием методических рекомендаций по внедрению программ психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности.
Во всех образовательных учреждениях организованы тематические классные часы, родительские собрания, внеклассные уроки, лекции, конкурсы, круглые столы, выставки и прочие мероприятия.
Во время проведения внеклассных часов была доведена информация до преподавателей, школьников и студентов по противостоянию экстремизму, о способах возможной вербовки со стороны экстремистских организаций и правильных ответных действиях в случае попытки данной вербовки.
Проводились беседы со студентами и школьниками по материалам методической разработки: «ИГИЛ — угроза человечеству», «Почему необходимо уничтожить терроризм».
— Мероприятия охватывают все учебные заведения во всех муниципальных образованиях. Можете привести конкретные примеры?
— Допустим, в Чугуевском районе проводились мероприятиям, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних (олимпиада «Я и мои права», методическое объединение «Работа с учащимися по профилактике правонарушений», конкурс детского творчества «Мы жить желаем в мире без пожаров»). Состоялась профилактика вовлечения в антиобщественные действия (семинары актива волонтёрского движения «Профилактика экстремизма», участие делегации Чугуевского района во II Всероссийском патриотическом конкурсе «Сыны и дочери Отечества»).
Немало мероприятий посвящено воспитанию патриотизма среди детей и молодежи (военно-патриотическая игра «Зарница», праздник «День Земли», смотр художественной самодеятельности «Вместе весело шагать!», конкурс — выставка декоративно-прикладного творчества «Радуга талантов»). Всего в небольшом муниципальном образовании проведено 12 массовых мероприятий, в которых приняли участие 1398 человек.
Отметила бы такие мероприятия, проведенные во Владивостоке в нынешнем году. В январе состоялись «Всероссийские уроки доброты», которыми охвачено более 50 тысяч учащихся 1-11 классов в 78 образовательных организациях. В Техническом лицее прошла научно-практическая конференция «Изучение культуры народов, населяющих Приморский край» с участие учащихся, учителей, родителей, преподавателей ДВФУ, работников национального парка «Земля леопарда». Проводились единые классные часы на темы: «О днях воинской славы и памятных датах России», «Терроризм как опасное явление 21 века», «Толерантность — дорога к миру», «Конфликты и способы их разрешения», «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму», «С детства дружбой дорожи», «Опасные сайты в сети Интернет». Учащиеся 8-х классов всех общеобразовательных школ побывали на уроках истории: «Культура народов, населяющих Приморский край», «Нации и межнациональные отношения». 700 учащихся прошли тренинги «Развитие толерантности», В ряде школ состоялись диспуты («Мы за мир», «Всегда ли я хороший»), дискуссии «Межнациональное общение», дебаты «Неформальные молодежные объединения и определение наличия в их деятельности признаков экстремизма».
— Наверняка не снижается роль агитационной и пропагандистской продукции?
— В школьных библиотеках Приморья организовывались выставки литературы по вопросам толерантности. Были обновлены информационные стенды «Информация по антитеррору», «Пожарная безопасность», «Угроза совершения теракта», «Терроризм. Если позвонили или прислали письмо с угрозой».
— Как департамент образования и науки взаимодействует с правоохранительными органами в разъяснительной работе со старшеклассниками?
— В целях формирования толерантности, сострадания, отрицательного отношения к терроризму, общероссийской гражданской идентичности, воспитания патриотизма и уважения к Отечеству с учащимися и воспитанниками сотрудниками полиции проведены беседы и классные часы: «Экстремизм — угроза обществу» «Терроризм в современном мире», «Современная вербовка», «Замуж за ИГИЛ». До преподавателей и учащихся довели информацию по противостоянию экстремизму, о способах возможной вербовки со стороны экстремистских организаций и действиях в случае попытки данной вербовки. Проведены практические тренировки в учебных организациях с участием силовых структур.
В ряде школ Владивостока инспекторами инспекции по делам несовершеннолетних проведены с учениками 7-9 классов беседы на тему: «Уголовная ответственность за участие в массовых беспорядках, пропаганду идеологии фашизма и экстремизма».
В каждой образовательной организации отслеживаются обновления «Федерального списка экстремистской литературы».
В июне 2017 года департаментом образования и науки совместно с УМВД России по Приморского края на базе лагеря «Волна» ГОАУ ДОД «Детско-юношеский центр Приморского края» (п. Девятый Вал, Надежденского района) была организованна профильная смена для школьников и студентов, склонных к асоциальному поведению. В смене приняли участие 56 подростков, имеющих условную судимость, привлекавшихся к административной ответственности и состоящих на профилактическом учёте в органах внутренних дел, с которыми работали педагоги, психологи, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних. Для социальной адаптации воспитанников была разработана комплексная программа по их реабилитации, в тематику которую были включены вопросы по правовой грамотности, по военно-патриотическому воспитанию, по профилактике здорового образа жизни. Для воспитанников лагеря, был организован тренинг, посвященный профилактике проявления экстремизма в молодежной среде.
— Одно из важных мероприятий — День солидарности в борьбе терроризмом 3 сентября. Какие мероприятия были приурочены к этой памятной дате?
— В образовательных учреждениях были проведены линейки, уроки мира, дискуссии, беседы в рамках предмета ОБЖ, политминутки «Память о жертвах терроризма», а также различные тематические конкурсы, «круглые столы», акции, посвящённые памяти жертв террористических атак. Также проведены классные часы на тему «3 сентября — День памяти детей Беслана».
Оформлялись книжные выставки «03 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом». Волонтёрскими отрядами разрабатывались и распространялись буклеты, памятки «Как не стать жертвой теракта». Организованы и проведены спортивные соревнования, посвященные памяти жертв терроризма.
— Таким образом, в образовательных организациях Приморского края построена планомерная работа по профилактике экстремизма и терроризма?
— Это действительно так. Основная часть проводимых профилактических мероприятий способствует повышению успеваемости, укреплению дисциплины и порядка, формированию общей культуры обучающихся, навыков бесконфликтного общения, сохранению школьных и национальных традиций, воспитанию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям.
СПРАВКА «АиФ»
В Приморье реализуется государственная программа «Безопасный край» на 2015-2020 годы, которая предусматривает финансирование мероприятий, направленных на снижение уровня преступности в регионе, в том числе экстремистской и террористической направленности. Статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (экстремизм), предусматривает наказание за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети «Интернет». Санкции — штраф в размере до шестисот тысяч рублей, либо принудительные работы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок от трех до шести лет. Деяния, связанные с террористической деятельностью, квалифицируются ст. 205 -205.5 Уголовного кодекса РФ («Террористический акт», «Содействие террористической деятельности», «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма», «Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности», «Организация террористического сообщества и участие в нем», «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»). Наказание за данные деяния предусматривает длительные сроки заключения, вплоть до пожизненного.
Видео дня. После развода Муциниеце получает один удар за другим
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео