Войти в почту

Эксперт: обучение детей навыкам письма невозможно без фонетики

МОСКВА, 1 ноября. /ТАСС/. Обучение детей навыки письменной речи невозможно без изучения фонетики. Такое мнение в среду высказала ТАСС ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, член Совета по русскому языку при правительстве РФ Маргарита Русецкая. 30 октября вице-премьер РФ Ольга Голодец в ходе заседания Совета при правительстве РФ по русскому языку раскритиковала систему преподавания русского языка в младших классах школы. В частности, вице-премьера возмутило требование для учеников младших классов проводить фонетический разбор, который, по ее словам, "вообще к жизни никакого отношения не имеет". Голодец подчеркнула, что дети уделяют изучению русского языка в школах "огромное количество" часов, при этом конкретных ожиданий, что должна давать детям эта программа, нет. "Русское письмо без звукового анализа невозможно", - считает Русецкая. По ее словам, устная речь ребенка воспринимается по подражанию взрослым и не требует специального обучения, но письмо по подражанию не формируется спонтанно. "Для того, чтобы ребенок научился грамотно писать, нужно сформировать звуковой анализ, это умение слышать отдельные звуки и слоги в составе слов. Это умственная операция, которая целенаправленно формируется взрослыми и педагогами, и она лежит в основе грамотного орфографического письма", - отметила ректор. "Фонетический разбор нужен, без него нельзя обучить грамотному письму, но то, что там есть над чем поработать и какие-то вещи можно упростить с точки зрения теории, которые для начальных классов избыточны, это правда", - подчеркнула Русецкая. Образовательные программы и учебники "Примерные образовательные программы по русскому языку утверждены учебно-методическим объединением, которое возглавляет президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая. Эти программы составлены с учетом требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), поэтому говорить о том, что они неактуальны, нельзя", - сказала первый зампредседателя комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ, председатель координационного совета Ассоциации учителей русского языка и литературы, проректор Московского педагогического государственного университета Людмила Людова. Она напомнила, что в 2016 году была утверждена концепция преподавания русского языка и литературы, которая создавалась с учетом современных подходов и задач. "Другое дело, и видимо это и имела в виду Ольга Юрьевна, когда выступала на заседании Совета по русскому языку, что в школьной системе по-прежнему остаются учебники, которые написаны с учетом старых требований. Именно поэтому Минобрнауки было приостановлено пополнение федерального перечня учебников с целью привести их в соответствие с требованиями ФГОС и концепцией", - отметила Дудова. По ее мнению, замечания Ольги Голодец имеют под собой определенные основания, но времени с момента принятия концепции преподавания прошло недостаточно, чтобы обновить все школьные учебные материалы. "К следующему году будут внесены изменения в действующие образовательный стандарты, где будет конкретизировано содержание. И уже новые учебники, которые сейчас готовятся, будут подвергаться более тщательной экспертизе на предмет соответствия концепции. Пока же внесение новых наименований в федеральный перечень приостановлено", - заключила Дудова.