Бизнес указал Минобрнауки на «ржавые танкеры» в системе образования
Развитие системы обучения обсудили на форуме «Открытые инновации» Педагоги и региональные министры образования предложили правительству РФ разработать «соглашение о договороспособности» участников системы образования. Предполагается, что в итоге школы, бизнес, региональные и федеральные власти смогут определить, что участникам соглашения нужно от системы образования и кто несет ответственность за результат. В правительстве признали, что систему нужно менять, но подписывать общественный договор в Минобрнауки пока не готовы. Учителя, директора, представители региональных органов власти и университетов в рамках форума «Открытые инновации» в Москве сформировали предложения, каким должно стать образование будущего. В частности, участники форсайт-саммита «Архитектура будущего: система образования и воспитания 2030» считают, что все учащиеся к 2030 году должны уметь реагировать на изменения, креативно мыслить и работать в командах. Для этого необходимо «акционерное соглашение о договороспособности» между всеми участниками системы. «Нужно воспринимать систему образования как систему общественного договора. Не хватает согласованности ожиданий между родителями, учащимися, педагогами, органами власти, учредителями»,— пояснила вице-президент, директор по развитию городской среды фонда «Сколково» Елена Зеленцова. Если такой договор об общих целях будет разработан, «система образования превратится в проект, где будет достигаться определенная цель и задачи, которые есть у родителей, учеников, промышленности, бизнеса, власти», уточнила генеральный директор Фонда новых форм развития образования Марина Ракова, которая передала соответствующие предложения учителей чиновникам. Вице-премьер Аркадий Дворкович в ответ указал на существующие в системе недостатки, в частности, на имитацию технической оснащенности школ: «Мы делаем вид, что они есть (современные технологии.— “Ъ”). Например, электронный дневник может не работать по два месяца. Все это далеко от современного уровня». Кроме того, отстает и уровень подготовки педагогов, уверен вице-премьер: «Преподавание программирования осталось на уровне 1980-х годов. За это мне немного стыдно, но в целом за наше образование мне не стыдно, потому что оно старается меняться, учителя стараются меняться, управление старается меняться». Впрочем, в профильном ведомстве предложения образовательного сообщества восприняли без энтузиазма. «Мое отношение к прозвучавшему предложению, связанному с подписанием соглашения, очень неоднозначно»,— заявила замминистра образования и науки РФ Татьяна Синюгина. По ее мнению, соглашение предусматривает обязательства и ответственность, которые «не всегда и не везде работают». Госпожа Синюгина также подчеркнула, что родители должны понимать, как устроена государственная система, «чтобы не было неоправданных ожиданий». Комментируя предложение усилить наставническую роль учителей, Татьяна Синюгина сказала, что все школы инновационными заведомо быть не могут: «Очень правильно, что система, развиваясь, выделяет лидеров, что позволяет двигаться вперед». Не согласился с таким подходом председатель правления СИБУРа Дмитрий Конов, который решил добавить в дискуссию о будущем образования «прагматизма и циничности»: «С точки зрения корпорации, развивать лучших, чтобы они вытянули других — не работает. Мы говорим о том, чтобы выставлять универсальный минимальный уровень и постепенно всех подтягивать к этой планке». По его мнению, если рассматривать систему образования с точки зрения компании, которая производит выпускников с определенными навыками, первоочередная задача — это обучение учителей: «Создавать на уровне регулятора методологии и лучшие учебники и с помощью современных технологий их продвигать. Когда мы говорим, что нет программиста, чтобы научить каждого школьника программированию, современные технологии позволяют делать это дистанционно». Господин Конов предложил участникам представить одновременное движение пассажирского корабля, спортивных катеров и ржавых танкеров: «Когда мы говорим о системе образования, то нам нужно что-то делать именно с ржавыми танкерами. Это основная, самая благодарная тема, но это самое сложное, и обычно до этого доходит в последний момент». Все предложения участников форсайт-саммита о развитии системы образования будут переданы в Министерство образования и науки, заверила собравшихся Марина Ракова. Анна Васильева, Анна Макеева