Войти в почту

Профессия, которая может облагородить или искалечить человека

Педагог начальных классов Международной школы Баксвуд-Тбилиси Елена Черкезишвили рассматривает классную комнату, как театр одного актера — театр, который может облагородить человеческую душу или искалечить. Елена, педагог с 25-летний опыт работы с детьми, по случаю начала учебного года в Грузии поделилась своими впечатлениями и наблюдениями. По ее словам, в школе дети должны не только знакомиться с вычитанными в книжках фразами, но и слушать реальные истории из жизни. - У всякого выбора в жизни есть свое объяснение… — По правде говоря, я решила стать педагогом начальных классов потому, что в школьный период и впоследствии мне хорошо удавалось общение с детьми, которые младше меня. Этим, наверно, и объясняется мой выбор… - Каким был ваш первый урок у первоклашек? — Этот урок я никогда не забуду. Был 1992 год, я начинала работать в 6-й авторской школе Гурама Рамишвили (ныне – 20-я публичная школа). Заранее я ничего не обдумывала, просто, сначала провела для родителей собрание — всего несколько минут. Среди родителей были люди и старше меня, и хорошо помню, с какими словами я к ним обратилась: "Для меня как педагога это первый учебный год. Я – обычный человек, поэтому, если допущу ошибку, прошу вас быть снисходительными, слегка намекните мне на ошибку, и будем сотрудничать, вернее, дружить". С тех пор (не знаю, подействовали ли мои слова, или дело в чем-то другом) и родители, и дети относились ко мне с абсолютным доверием. Это был удивительный период, три очень счастливых для меня года. Начало учебного года в Международной школе Баксвуд Школьный архив Начало учебного года в Международной школе Баксвуд - Вспомните, пожалуйста, самый большой урок или экзамен, который был у вас в жизни. — Знаете, что мне запомнилось? Те тяжелые и трудные годы… Тогда я жила в Диди Дигоми, и ни разу не пропустила школу. В период, когда не было света, а у нас шла война, невзирая на то, проводились ли занятия, и приходили ли дети в школу, я ходила на работу и иначе, действительно, не могла. Хорошо помню, как в классе из-за холода мы оставались в пальто, и какое это было счастье, когда наконец в школе установили печи… Считаю, что те годы были для меня и уроком, и экзаменом, который, полагаю, я сдала хорошо. И еще одно хочу сказать обязательно: несмотря на все те трудности, все воспоминания у меня светлые, и знаете, почему? Потому что были очень здоровые, чистые и настоящие отношения… - А вам какой ваш педагог запомнился? — Я окончила тбилисскую 140-ю среднюю школу в Дигоми. Особенно вспоминается учитель истории Владимир Кучаидзе. Он был ветераном войны, преподавал нам историю Грузии не по годам и сухим датам, а через рассказы об интересных жизненных фактах и событиях. В классе дети были совершенно разные, но, когда он входил и начинал говорить, это становилось для нас настоящим праздником. Еще помню учительницу географии Екатерину Хелашвили, которая в тот период (при коммунистах) объездила почти весь мир, и потому географию преподавала нам, что называется, вживую. На ее уроках мы слушали рассказы, основанные на том, что она видела в разных странах и что непосредственно там переживала. - Урок сродни театру одного актера… — Согласна. Мне доводилось проводить такие уроки, во время которых рассказывала сказку, и это, действительно, был театр одного актера. В нужный момент на помощь приходили и разные интонации, и эмоции, и особые формы повествования… - Сегодня часто говорят, что дети XXI века очень информированы, и сказки для них – нечто, совершенно лишнее, то есть, их нужно прямо сталкивать с реальностью… Должны ли дети верить в сказки? — Дело, знаете, в чем? Ребенка никак невозможно столкнуть с реальностью. Что такое мечта? Это твое сказочное, красивое представление о чем-то. Да, мышление ребенка должно быть реалистичным, но в сознании его сидит все это – красивое представление о чем-то, ожидание сказки и вера, и это невозможно запретить. Когда человек видит сны – разве это не мечта, не сказка? - Вы упомянули сон, а доводилось ли вам проводить урок во сне? — Часто приходилось проводить уроки в совершенно чужой и непривычной среде, где сидели чужие дети. Знаете, что еще бывало? Даже сейчас, когда детство осталось далеко позади, мне очень часто снится, что я школьница, сижу на уроке или сдаю экзамен по физике, к тому же мне во сне бывает так страшно, что просыпаюсь вся в поту… - Наверное, потому, что не любили этот предмет? — Да, никогда не любила физику и химию, видимо, это было для меня чуждо, или мне неправильно преподносили эти предметы. Когда учитель объясняет урок интересно, то все хорошо запоминаешь и этот предмет любишь. Я говорила о страхе и осторожности. В мире есть две профессии, которые могут изуродовать человека или, напротив, сделать его красивым. Это врачи и педагоги. Только первые это могут сделать с телом, а вторые – с душой… Когда мои дети подросли и уже окончили школу, они меня спросили: у тебя, мол, все хорошо получилось, но начиная это дело, думала ли ты, какую ответственность брала на себя?! Вот, тогда я еще раз задумалась и поняла, что все получилось хорошо. Вообще же, жизнь – один большой урок, где постоянно чему-то учишься…

Профессия, которая может облагородить или искалечить человека
© Sputnik Грузия