Войти в почту

Мальчики налево, девочки направо: школы в России вводят раздельное обучение

Амурская область, похоже, становится застрельщиком новой (хорошо забытой старой) формы школьного обучения — когда мальчики и девочки учатся раздельно. Эксперимент одного класса школы в городе Свободный уже подхватили 18 новых классов. Мода ли это такая среди педагогов и родителей, или в раздельном обучении есть рациональное зерно? Ведь в СССР существовали мужские и женские школы, но после смерти Сталина от разделения отказались. Идея разделить обучение по гендерному признаку совершенно не экзотическая и она никогда не умирала, несмотря на то, что в течение десятилетий в советских, а затем российских школах было принято смешанное обучение, говорит председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко. «Отказ от раздельного обучения в СССР, во всяком случае, вообще изначально был продиктован не практическими, а идеологическими причинами. Партия ставила целью стирание в обществе всяких различий, от социальных до половых. „Нерушимое единство советского народа“ не должно было размываться даже на гендерном уровне», — сказал он «Ридусу». Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений опускаются слова "мужская" и "женская". Все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях. (Постановление Народного Комиссариата Просвещения, 31 мая 1918 г.) При этом от раздельного обучения в школах до конца так никогда полностью не отказались, хотя здесь были нелогичности и парадоксы, когда гендерные роли выворачивались на изнанку. Например, уроки труда так и проводились для мальчиков и девочек по отдельности, хотя идеологема «нет труда мужского или женского» проводилась как на официальном уровне, так и на практике: женщины в оранжевых жилетах успешно клали асфальт (что Евгений Евтушенко образно назвал «апельсинами нашего позора»), а мужчины неплохо трудились в швейных цехах (варганя такие подделки джинсов Levy’s, что сам Леви Страусс не отличил бы от своих). Но при этом на уроках физкультуры мальчики и девочки вместе бегали стометровки, кувыркались через голову и даже играли в футбол (кто сам не помнит, почитайте повесть Аркадия Минчковского «Футбол с девчонками»). Это при том, что в спорте официально соревнования проводятся отдельно среди мужчин и женщин. Вратарем у них была Клавка. Здоровая девчонка. Выше меня. Она все мячи брала. Наш нападающий Валера идет раз через поле, тут ему под ноги мячик. Валера слегка разбежался и послал в правый верхний угол. Так эта Клава прыгнула и отбила кулаком. Валерка даже пожалел, что поддал слегка. (А.Минчковский «Футбол с девчонками») В раздельном обучении нет ничего идеологического, это вопрос чистой воды физиологии, утверждает Ткаченко. Ведь одним из аргументов в пользу восстановления раздельного обучения в 1943 г. как раз и стало утверждение о том, что природа детей в зависимости от половой принадлежности различна, поэтому девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков. Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина, ввести с 1 сентября 1943 г раздельное обучение мальчиков и девочек всех неполных средних и средних школ, для чего организовать отдельные мужские и женские школы. (Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, 31 мая 1943 г.) «В Англии, где раздельное обучение — норма, даже температура воздуха в классах для мальчиков на несколько градусов ниже, чем в классах для девочек. Дело в том, что когда в помещении слишком тепло, мальчики начинают дремать, у них снижается внимание. А в прохладных классах девочки мерзнут. Ну разный метаболизм у мужского и женского организма, при чем тут идеология?», — говорит он. Франко-канадский же психолог Жо Годфруа, напротив, убежденно утверждает, что разделение половых ролей в школьном возрасте носит не психофизиологический, а сугубо социальный характер, и в качестве доказательства приводит результаты соревнований между командами юношей и девушек… по футболу! С 1 сентября 1954 г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков (за исключением уроков труда) было снова ликвидировано. Сколько раз еще будет качаться этот маятник, неизвестно. Потому что обе формы обучения, и смешанная, и раздельная, имеют право на существование. Какую выбрать, должны решать сами родители школьников. Тем более, как говорит Ткаченко, для этого пока не требуется никаких решений вышестоящих инстанций и каждая школа вправе сама выбирать, как рассаживать мальчиков и девочек.