Войти в почту

Алхимия знаний. Формула успеха учителя

Её ученики из года в год получают высшие оценки по ЕГЭ - от 96 до 100 баллов! Династия химиков Саша Линни, vlad.aif.ru: - Можно сказать, что любовь к химии передалась вам по наследству? Светлана Фетисова: - Я из семьи химиков: родители в своё время с отличием окончили Пермский государственный университет. Папа - кандидат наук, возглавлял химическую лабораторию на большом оборонном предприятии, мама - тоже начальник химлаборатории. Помню, что дома всегда выписывали журнал «Химия и жизнь». Я обожала читать раздел «Домашняя химическая лаборатория», доставала колбы, склянки, пробирки, - ставила опыты. Когда окончила школу, уже знала, что буду поступать только на химическую специальность в Пермский госуниверситет. С.Л.: - О профессии учителя вы даже и не задумывались? С.Ф.: - Я заканчивала кафедру аналитической химии. Если бы хотела работать в школе, пошла бы в Педагогический институт. О школе даже и речи не было! После защиты красного диплома я планировала стать младшим сотрудником, написать диссертацию, вести научную деятельность... Но в 21 год резко всё изменилось. Я вышла замуж за военного и уехала в Саратовскую область. Приехали в военный городок, а там безработица! Мой красный диплом оказался никому не нужен. До 30 лет я занималась только семьёй, детьми... С.Л.: - Как открылся ваш талант учителя? В таких историях не обходится без счастливого случая... С.Ф.: - Однажды ко мне «в гости» пришли из управления образования... Рассказывают: «Маленькая деревенская школа уже полгода без учителя химии. У вас же есть диплом. Попробуйте». А я же всё позабыла за это время, детей воспитывала очень долго. Но на свой страх и риск решила съездить посмотреть, что это за школа такая. Как сейчас помню: ученики высыпали на крыльцо, школьный коллектив обступил со всех сторон. Меня подкупила их непосредственность. Думаю - «Эх, была не была!». Сходила в сарай, погрузили с мужем все мои академические «талмуды» на саночки... С этого времени я с головой погрузилась в химию и больше ей не изменяла. С.Л.: - Как прошёл дебют? Удалось увлечь предметом? С.Ф.: - Химия - несложный предмет, просто многие его не понимают. Поэтому всё зависит от учителя. Если увлечёт, «заразит» знаниями - начнут понимать, полюбят предмет. Я пришла зимой, а уже весной девятиклассники сдавали экзамен по химии - сами захотели. Школе я отдала 8 лет... Пушкинская атмосфера С.Л.: - Я так понимаю, что во Владимире вы оказались волею судьбы... С.Ф.: - В 2000-м году мужа перевели сюда по службе. Я сразу устроилась работать учителем химии в школу № 24, вела 8-11 классы. У старшеклассников химия стала любимым предметом. В это же время я начала готовить и участников олимпиад. Когда я пришла, школа была громадная - под тысячу детей. Потом сказалась «демографическая яма» 90-х - школа опустела - всего 400 детей, учить стало некого. Да и в личной жизни наступили тяжёлые времена. Конечно, я тяжело это всё переживала, но понимала, что надо что-то менять, двигаться дальше. В 2005 году я устроилась в лицей-интернат № 1. С.Л.: - Сразу вспомнился Петербург: лицеисты, юный Пушкин, пылкие мятежные души. Не страшно было входить в эту «тонкую» атмосферу? У школы, кстати, даже девиз из строк великого поэта: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» С.Ф.: - Это профильная школа, уникальная во всех смыслах. Возглавлял её ныне покойный Павел Тезеевич Ширяев, который создал систему «школы-общины». В 95-м в её статусе официально закреплены лицейские профильные классы. Заслуженный учитель России собрал сильнейший коллектив. Многие в лицее преподают десятилетиями. Эта «планка» - ориентир и для учеников. Школа - лауреат множества конкурсов. В том числе федеральных. Но дело - не только в высоких наградах. Здесь ценят, прежде всего, атмосферу «братства». В 10-11 классах учатся дети с высоким потенциалом, приехавшие из «глубинки». Они понимают, что из своих деревень надо как-то вырываться. А как вырваться? Только знаниями. Поначалу, конечно, было страшно... Кстати, когда меня брали на работу, я прошла проверку палаточным лагерем «Лицеист». Представляете? Мне 46 лет, я человек городской... И тут директор говорит: «Мы вам даём классное руководство, будете вести профильный класс химбилов» (химико-биологическое направление, - прим. ред.). Собирайтесь, поедете в палаточный лагерь, у нас там много выпускников работает». Делать нечего... Первая ночь была катастрофой! Я оделась, как на пикник. Среди ночи проснулась от жуткого холода, нацепила всю одежду из рюкзака (смеётся). Всю смену директор наблюдал, как я вхожу в контакт с детьми... Я успешно прошла проверку! С.Л.: - А потом в России ввели ЕГЭ. Как вы отнеслись к такому «ноу-хау»? С.Ф.: - Да, с 2007 года в школах ввели ЕГЭ. Мы не боялись тестов. У нас занятия по 5 часов в неделю. Все знания я даю ребятам на уроках, никакие репетиторы им не нужны. Первопроходцем, помню, была Катя Гарина. Тогда казалось, что 75 баллов - это что-то невиданное. Мы так гордились её результатом! Катя поступила в Росси́йский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева. Сейчас защищает диссертацию. Она приехала из маленькой деревни, благодаря лицею получила путёвку в жизнь. С.Л.: - Ваши ученики благодаря высоким баллам по ЕГЭ получают возможность поступить в ведущие вузы столицы! Много у вас таких подопечных? С.Ф.: - У меня 9 стобалльников - это, скажем так, «золото». А «серебро» (96 баллов и выше) - 40-50 человек, не меньше, я со счёта сбилась. Бывали годы, когда у меня было по 10 человек, набравших 96-98 баллов. Представляете, как обидно, ещё «капелька» - и было бы 100 баллов! В этом году 100 баллов по ЕГЭ получили Марина Алексеева из Судогды, Аня Кузнецова из Мошка, Валерия Накладова из Меленок. Не верьте, это слухи... С.Л.: - К ЕГЭ многие относятся негативно, говорят, что из-за тестов дети ушли от школьной программы, что их специально «натаскивают» на решение тестовых задачек, а ещё ходят слухи, что «блатным» подкладывают правильные ответы или помогают решать задания... Что вы на это скажете? С.Ф.: - Это просто тестовый контроль. Это говорят люди, которые далеки от образования. «Натаскать» на тесты нельзя. Написать ЕГЭ на 90 баллов без прочной базы нельзя. Раньше обвиняли ЕГЭ в том, что там 4 варианта ответов, можно «натыкать» на хороший результат. Сейчас структура полностью изменилась, «наобум» решить задачи не получится. Это совершенно независимая оценка знаний, коррупция сведена на нет. Плюс в аудиториях везде видеонаблюдение. После ЕГЭ у нас ребята из сёл получили возможность поступить в престижные вузы страны. С.Л.: - Есть у вас какие-нибудь «фишки» в подготовке учеников к ЕГЭ? С.Ф.: - Мы сейчас готовимся по-современному. У нас есть своя группа в соцсети, там же создана «беседа». Когда ученики уехали на 5 дней домой готовиться к ЕГЭ, я им скидывала задания в нашу группу. Утром первым делом захожу в нашу группу, пишу: «Привет, ребята! Сегодня скидываю вам информацию и задания. Вечером скиньте свои ответы, я проверю. Потом в «беседе» обсудим решение». С.Л.: - Респект ребятам, которые выбирают такой сложный предмет, как химия... Проще было бы сдать литературу и «не париться», чем корпеть над формулами изо дня в день... С.Ф.: - Зря вы так... В последние годы растёт престиж технической специальности. В этом году, например, был большой конкурс в физмат и химико-биологический профильный класс. А вот набор в гуманитарный класс, наоборот, упал. С хорошим сертификатом по ЕГЭ можно поступить в разные вузы: можно пойти в химическую или пищевую промышленность, медицину, фармацевтику, биотехнологию. С.Л.: - А вы строгий учитель? С.Ф.: - У меня демократическая система, я не диктатор. У меня очень быстрый темп урока. Их удивляет, как я могу работать без конспектов. Химия - не такой уж страшный и сложный предмет. Бывают такие моменты, когда мы всем классом можем посмеяться от души. Дело в том, что у меня есть свой особый «химический сленг» с такими высказываниями, как: реакции с открытым и закрытым клювиками, ашхлоридина, нам подкинули жиров, азотная кислота только и думает, что ей схватить. Есть и очень интересная поговорка внутри химико-биологического класса: «не лей воду в кислоту, потеряешь красоту!» С.Л.: - Я знаю, что вас пригласили преподавать в Санкт-Петербургский лицей Красносельского района. Вы согласились... С.Ф.: - Я уезжаю из города с большой обидой. Моя школа и институт усовершенствования учителей города Владимира написали ходатайство о награждении меня почётной грамотой Министерства образования, но департамент образования г.Владимира отказал, так как между грамотами должно быть 3 года, а у меня было 3 года без 20 дней. Накануне ко мне подошёл директор и сказал: «Светлана Евгеньевна, сработала бюрократическая машина, вам не дадут грамоту»... И это при том, что я в копилку Владимирской области внесла весомый вклад. Средний балл ЕГЭ по химии в стране - 56, в регионе - 64, а у моих учеников был всю жизнь - не меньше 85 баллов.

Алхимия знаний. Формула успеха учителя
© АиФ Владимир