Войти в почту

Повышение доступности и качества инклюзивного образования обсудили в Москве

В Фундаментальной библиотеке МГУ прошло межведомственное совещание по вопросам повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью. В нем приняли участие более ста человек, среди них - представители федеральных органов исполнительной власти и российских вузов. В заседании также принял участие первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов. «Развитие инклюзивного образования является на сегодняшний день стратегическим направлением нашей деятельности. Высшее образование для любого человека психологически относится к здоровью, так как это не только получение специальности, но и самореализация», - подчеркнула Министр образования и науки РФ Ольга Васильева. В то же время, по её словам, в настоящее время существует ряд проблем, которые осложняют развитие инклюзивного образования в России. «Подготовку студентов с инвалидностью осуществляют всего 45 вузов России, а численность студентов крайне мала - 20 тысяч человек», - констатировала Министр. Она пояснила, что, это связано в том числе с неприспособленностью большей части вузов для обучения инвалидов, а также образовательных программ. Кроме того, Ольга Васильева считает необходимым организацию допобучения профессорско-преподавательского состава вузов для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Со своей стороны, советник Президента РФ, Председатель комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ Александра Левицкая добавила, что среди наиболее актуальных проблем: отсутствие у вузов выстроенной работы с инвалидами, в том числе в информационном плане. «Ресурсы, которые имеют вузы, должны быть направлены в сторону информирования об образовательных возможностях этой категории», - сказала она. Александра Левицкая напомнила, что в 2012 году Президентом РФ профессиональное образование инвалидов было объявлено одной из приоритетных задач. «С точки зрения динамики наших достижений, к сожалению, она пока имеет отрицательную тенденцию, - сказала советник Президента России. - В период с 2008 по 2011 учебный годы в системе высшего профессионального образования ежегодно обучалось в среднем 25 тысяч инвалидов, после 2012 стало 20 тысяч, всего же, по данным Пенсионного Фонда, общее количество инвалидов в возрасте от 16 до 30 лет - 625 тысяч». Кроме того, по её словам, у окончивших вузы возникают серьезные проблемы с трудоустройством. «Одна из целей нашего совещания - способствовать решению этих проблем», - подчеркнула Александра Левицкая. Итогом обсуждения стала резолюция, которая включает ряд рекомендаций вузам, а также федеральным органам исполнительной власти по повышению доступности и качества инклюзивного образования. Согласно тексту документа, российские вузы должны размещать на своих сайтах в доступной форме информацию об образовательных условиях для людей с ограниченными возможностями, сотрудниках вуза, подготовленных для работы с ними, а также о наличии пандусов и т.д. Также вузам рекомендуется назначить ответственных за работу по повышению доступности образования для инвалидов, а также приема в учебное заведение. Министерство образования Российской Федерации со своей стороны должно будет организовать проведение конкурсного отбора вузов, на базе которых в 2017 году будут созданы ресурсные учебно-методические центры по обучению лиц с инвалидностью. Кроме того, Министерство должно проработать поправки в закон «Об образовании в РФ» в части введения квотирования бюджетных мест при приеме инвалидов на обучение по программам магистратуры и аспирантуры.