Войти в почту

Образование будущего - альтернативы и возможности

Система образования в будущем «обществе знаний» будет направлена на развитие структур цифровой экономики и формирование нового среднего класса. Его представители будут получать образование в течение всей жизни, «под задачу» и в инновационных форматах. Университеты превратятся в интеллектуальных лидеров технологической «революции», но в будущем могут быть вытеснены сетевыми поставщиками образовательных услуг. В условиях складывающегося в развитых странах «общества знаний» университет приобретает роль интеллектуального лидера цифровой «революции». Функциями университета становятся производство инноваций, а также формирование сообществ нового уровня – «мыслящей среды». В рамках развития цифровой экономики университеты становятся центрами технологических кластеров (инновационных зон) – Силиконовая долина и Стэнфордский университет, Сколково и Сколтех. Обучение в таких зонах ориентировано на достижение проектных результатов, ведение практических исследований в условиях доступа к огромным массивам информации. Новая среда обитания вокруг университетов способствует воспитанию потребителя с новым образом жизни, который будет стимулировать спрос на инновации. Циклы производства инноваций будут воспроизводиться в таких условиях снова и снова. Территории инновационных зон становятся моделями новых городов, а проживающие в них участники производства инноваций – пионерами нового типа потребления. Высококвалифицированный средний класс получает образец для дизайна новой жизни. Уже в ближайшем десятилетии ожидается следующая степень глобализации и массовизации образования, которая изменит роль университетов. Технологическое развитие приведет к снижению стоимости образования и снятию языковых барьеров. В результате университет, участвующий в построении цифровой экономики, будет не только центром инновационных городов, но и оперирующим в виртуальном пространстве «университетом для миллиарда». Типичной образовательной моделью уже к 2030 году может стать «перевернутый» университет («flipped university»), в котором обучение ведется через платформы массового открытого онлайн-образования (MOOC), такие как edX, Coursera и т.д., а в самих университетах реализуются только лабораторные работы, учебные проекты и живые обсуждения. С развитием цифровой экономики роль государства в развитии образования будет уменьшаться. За ним останется создание условий для возникновения новых поставщиков образовательных услуг, конкурентных на внутреннем и глобальном рынках Быстрая смена информационного и технологического фона приведет к тому, что обучение станет постоянным. Появится еще один выраженный пик образовательной активности из-за повышения продолжительности жизни: после достижения пенсионного возраста многим потребуется переобучение для сохранения трудовой активности. Индивидуальный подход будет поставлен в центр образовательного процесса – учебные планы станут формироваться самими обучающимися. На смену традиционным дипломам придут индивидуальные профили компетенций. Привычные форматы обучения будут постепенно замещаться новыми. Исчезнет необходимость в преподавателе как ретрансляторе знаний. Останется потребность в менторах, отвечающих за мотивацию к обучению, передачу навыков и наставничество. Вместо теоретических занятий получит распространение обучение внутри реальных проектов или в реальных организациях. Текстовые формы передачи информации будут постепенно исчезать и уступать место видео, системам стимуляции, электронным тренажерам. В будущем игровые развивающие многопользовательские среды охватят как детско-юношеское образование, так и обучения взрослых. Образование будущего также сократит дистанцию между работодателем и сотрудником, а рынок образовательных услуг при этом будет наращивать степень своей гибкости и саморегулируемости. Крупные корпорации смогут без посредничества государства «заказывать» определенные профессии и компетенции. Организации, в которых особо востребован коллективный интеллект и построение команд, могут сами выйти на образовательный рынок и предлагать специализированные курсы. Носители новых интерактивных образовательных технологий смогут объединяться в профессиональные сообщества и формировать «университеты сообществ» со своими стандартами и методиками обучения. Со временем эти структуры могут составить конкуренцию традиционным университетам, через 25-30 лет вытеснив их с рынка образовательных услуг. Для реализации модели образования будущего потребуется развитая высокотехнологичная инфраструктура. Будут сформированы оперативно обновляемые базы на основе технологий BigData. Со временем появятся биржи образовательных возможностей совместного и индивидуального обучения, платформы-магазины образовательного контента. Массовые аттестационные тесты для определения общего образовательного уровня постепенно будут терять актуальность. Им на смену придут интернет-системы оценки и сертификации, позволяющие получить внешнюю подтверждаемую оценку о наличии отдельных компетенций и навыков.