Войти в почту

Новая жизнь требует от директоров школ новых управленческих решений

Каким человеком должен быть директор школы XXI века, что ему полагается знать и уметь и какими компетенциями он обязан обладать? Ответы на эти трудные вопросы 26 апреля вместе с «МК» искала конференция руководства столичных школ, собравшаяся для подведения итогов первого этапа принципиально новой программы повышения квалификации директорского корпуса — «Эффективный руководитель столичной системы образования». Отечественная система повышения квалификации школьных учителей и администраторов сложилась так давно, что мало-помалу превратилась в рутину, не оставляющую в сухом остатке ничего, кроме бумажки об ее прохождении. И правда, кому нужны теоретические лекции, читаемые не одно десятилетие и содержащие управленческие «новинки», представляющие разве что исторический интерес? Между тем новая жизнь требует от директоров школ новых управленческих компетенций, и ключевое слово здесь — «новый», подчеркнул директор школы №2114 Андрей Зинин. Ими, как оказалось, и вооружает школьную администрацию инновационная программа повышения квалификации «Эффективный руководитель столичной системы образования», участниками которой за год с момента ее запуска стали сотни руководителей школ Москвы (всего они представили 462 проекта). Как же она работает? Вместо унылых лекций — занятия с директорами-практиками, причем гибкая система модулей позволяет выбирать лишь те, что нужны и интересны слушателю. Но главная изюминка — в другом. Каждый участник-директор публично представляет собственный управленческий проект по развитию своей школы и защищает его при большом стечении народа — учителей, родителей, учащихся, членов управляющего совета, а то и просто интересующихся из числа жителей близлежащих домов. А затем начинается самое интересное. Мало того что запись защиты вывешивается в Интернете — чтобы, с одной стороны, с ней ознакомились все не сумевшие прийти, а с другой — появилась возможность сравнить намеченный план развития школы с итогами реализации на практике. Через год после защиты директорской идеи производится замер: стало ли в школе благодаря ее реализации лучше, и если да, то насколько. — Например, сколько детей из окрестных домов, ранее ушедших в другие школы, вернулись в свою родную альма-матер, — уточнил замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман. — Не будем забывать: родителям совершенно неинтересно, выросло ли в их школе число победителей олимпиад или количество кружков. Им нужно, чтобы их ребенок получил в школе то, что ему нужно. Поэтому и интересует их не то, что мы делали, а то, что сделали! Как «сделать» в сложных нынешних условиях — этому и учатся участники проекта, цель которого, по словам Зинина, «учить качествам, которые позволяют немедленно принимать решения в условиях энтропии (мера хаоса в каждой системе. — «МК»)», являющейся естественной средой обитания сегодняшнего директора школы. При этом нынешняя столичная школа совершенно не похожа на ту, что была еще десяток лет назад, не говоря о более ранних эпохах: «Она масштабная, открытая, многоуровневая, многопрофильная, поликультурная, супероснащенная, — констатировал Зинин. — И чтобы управляться с ней, директору нужны новые компетенции: умение работать в условиях многозадачности — ссылки на занятость учебным планом больше не пройдут; высокая адаптивность ко всяческим новшествам, на которые сегодня так богата жизнь; умение работать в команде и… скромность. Хороший директор школы больше не может быть самодержцем и гуру в одном лице — он должен решать проблемы не путем административного давления, а вместе с коллективом школы. Конечно, он должен быть харизматичным лидером. Но это харизма нового типа, ведь с уходом старого харизматичного лидера успех его школы уходит с ним. А современный лидер при достижении его школой успеха опирается не на харизму, а на долгосрочную систему развития школы». Как это работает на практике, проясняет проект участника программы — директора школы №814 Максима Иванцова. Когда стало ясно, что перемены в этом образовательном учреждении назрели, он не стал продавливать их административным путем, а запустил опрос всех 4 тыс. семей своих учащихся, чтобы понять, чего те хотят от школы. Оказалось, что трех вещей: более мощной системы кружков и секций, большей профильности и ранней — с 5-го класса — вариативности образовательных программ. Этим путем реформы и пошли. Но вот что примечательно: когда дело дошло до реализации, раннюю профилизацию пятиклашек организовали таким образом, что не сузили их образовательные горизонты, а расширили — за счет программ дополнительного образования второй половины дня, чтобы, прежде чем сделать окончательный выбор, ребята попробовали себя в самых разных областях знаний. В итоге не прошло и года, как в школу стали возвращаться те, кто ушел из нее раньше. А неожиданно вылезшие риски позволили усовершенствовать процесс прямо по ходу дела. Например, вовремя обнаружить крен в сторону развития технических кружков и уделить должное внимание поддержке дополнительных занятий в естественно-научных. Или запустить повышение квалификации классных руководителей в области проектно-исследовательской деятельности. Главное же, подчеркнул Иванцов, что каждый проект «Эффективного руководителя» «является базой для следующего, нового проекта. Мы должны поставить себя в ситуацию безвыходного развития, ведь мы просто обязаны развиваться!» Интересно и другое. Побыв тенью одного из директоров-менторов (менторство — еще одно новшество данной системы повышения квалификации директорского корпуса), одна из участниц поняла, что никогда не сможет работать в школе, и поменяла свой карьерный путь. Так новая система ковки директоров помогла ей не совершить серьезную жизненную ошибку. В итоге выиграли все.

Новая жизнь требует от директоров школ новых управленческих решений
© Московский Комсомолец