Войти в почту

Быстрый старт или погром: челябинский вуз подвергли жёсткой критике

Руководство Южно-Уральского государственного университета заявляет о «быстрых победах» программы 5−100. Преподаватели называют это погромом, передаёт корреспондент ИА REGNUM. Отчет о позитивных достижениях по проекту 5−100 на Совете по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. был представлен ректором ЮУрГУ Александром Шестаковым в Москве. Его членами являются заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева, глава «Сбербанка России» Герман Греф, а также другие иностранные и российские представители научного сообщества и эксперты. Как сообщает пресс-служба вуза, в отчете ректор представил информацию о достижениях университета за 2016 год. Было сказано о создании новой структуры вуза, приближенной к мировым стандартам и ведущим научным практикам, внедрении мероприятиях по поддержке молодых ученых посредством выделяемых грантов, создании Международного научного и Наблюдательного советов, внедрении в университете системы проектного менеджмента, внедрении системы KPI, принятии мер по повышению среднего показателя цитируемости, развитии системы дистанционного обучения и других аспектов реформирования. Как сообщили в пресс-службе ЮУрГУ, в 2016-м успешно защитил «дорожную карту» — план развития университета на ближайшие пять лет. При этом первый год участия в проекте 5−100 в руководстве вуза признали годом больших изменений и «быстрых побед». «За полтора года в университете произошло множество изменений. Мы смогли обеспечить интернационализацию наших научных работ и вовлечь сотрудников в международные исследования, которые проводятся совместно с ведущими учеными мира. Еще одно важное достижение — внедрение системы эффективного контракта», — отметил проректор по стратегическому развитию Андрей Келлер. Челябинская делегация отметила особый интерес у главы Сбербанка Германа Грефа и других членов Совета. По их мнению, работа по реализации проекта в ЮУрГУ позволяет не только «улучшать позиции в международных рейтингах», но и «обеспечивать экономику региона малыми инновационными предприятиями, современными инженерными решениями и высококвалифицированными специалистами». Позитивна оценила отчет вице-премьер Ольга Голодец. «Мы очень высоко оцениваем результаты Проекта, для нас он очень важен. Результаты очевидны по значительному росту показателей, которые отражают конкурентоспособность российских вузов. Эти показатели характеризуют вхождение российских университетов в мировое образовательное пространство: увеличение доли иностранных студентов, увеличение доли иностранных преподавателей и научных сотрудников, увеличение количества публикаций и цитирования в мировых научных изданиях, вовлеченность наших университетов в международные научные исследования. У всех вузов есть абсолютная положительная динамика», — сказала Голодец. Следующим этапом программы 5−100, по словам руководства ЮУрГУ, станет продолжение действий по улучшению имиджа вуза в международной среде. В вузе нацелены создать новый бренд ЮУрГУ. Вместе с тем в профессорско-преподавательской среде о результатах очередного реформирования системы высшего образования отзываются как о «погроме в образовании». «Проектом 5−100 проводится собственно погром образования, и погром отечественной науки тоже. Что такое наука, она состоит из ученых и какой-то материальной базы. В данном случае, например, научные журналы. Понятно, что ученые между собой каким-то образом должны общаться, где-то печататься. Что сделано в рамках программы 5−100. Все журналы расставлены по рейтингам, где наибольший рейтинг получают журналы, которые входят в рейтинг Scopus и Web of Science. Как правило это не отечественные журналы. Там есть действительно хорошие журналы, но имеются требования. Например, на одной из кафедр висит объявление о минимальном количестве публикаций в журнале, индексируемом в Scopus. Помимо позитивного момента самого факта размещения публикации есть другие аспекты. Что с отечественными журналами? У них рейтинг в предложенной системе очень низкий. Получается, что наших ученых «подбивают» писать в иностранных журналах, возникает вопрос — зачем? Таким образом происходит игнорирование отечественных журналов. Далее отечественные журналы фактически «загоняют» в созданные иностранные рейтинги», — сообщил источник в профессорско-преподавательской среде ЮУрГУ. Источник пояснил, что другой аспект 5−100 это привлечение иностранных специалистов, которым вуз платит в десятки раз большие гонорары, однако результаты их научной работы крайне сомнительны. Еще одно продвигаемое в системе высшего образования проектом 5−100 направление, вызывает крайнее раздражение — это дистанционное образование. Делать на него ставку в условия крайне низкого качества подготовки выпускников школ — выльется Все же главную проблему в реформировании системы образования преподаватели и эксперты видят в отсутствии целеполагания. Нет конкретно поставленной задачи, для чего и что нужно развивать в системе образования. Подразумевается, что бизнес задаст эти ориентиры, однако он реально, кроме «вытягивания» для своих узко-специализированных задач, ничего сделать в образовании, в масштабах страны, не может. Напомним, в 2015 году ЮУрГУ нацелился на реализацию проектов «5−100» и «Глобальное образование», которые проводятся на базе Южно-Уральского Государственного университета совместно с Московской школой управления Сколково. Основная задачи при реализации проектов — «повышение глобальной конкурентоспособности университета». В вузе были введены критерии эффективности преподавателей (КЭП), согласно которым преподаватели и ученые должны публиковаться в рейтинговых зарубежных изданиях на английском языке, а также искать и привлекать финансирование для собственных научных исследований. В результате нововведений, у части преподавателей фактический была снижена заработная плата и они были вынуждены устраиваться на дополнительные подработки. А часть сотрудников вуза просто уволилась.