Что нам нужно: диплом или имитация? Философ о качестве высшего образования 

Что нам нужно: диплом или имитация? Философ о качестве высшего образования
Фото: АиФ-Новосибирск
Игорь Вальдман. Родился в 1971 году, кандидат философских наук. Место работы: НГТУ, кафедра социально-массовых коммуникаций, доцент.
Зачем халява?
Татьяна Шитлина, «АиФ по Оби»: Игорь Александрович, сейчас чуть ли не все после школы идут в вузы. Но странное дело — дипломов много, а специалистов мало…
Игорь Вальдман: Так и есть. На эту тему спел песню в самую точку:
«Родившись на свет в России,
Ребёнок усердно ждёт,
Когда безо всяких усилий
По жизни ему попрёт…
Сначала он в школе скучает,
Халявит в вузе потом
И в 20 годков получает
Какой-нибудь вялый диплом».
— И что делать с этим вялым дипломом? Вяло работать на вялом производстве? Или образование всё же нужно, хотя бы как знак того, что «попёрло»?
— Если серьёзно, то образование — очень важная составляющая личности человека. Как бы то ни было, оно структурирует мышление — а это подготовка к тому, чтобы мы в течение жизни принимали правильные решения. Освоив этот базис, легче развиваться, продвигаться, решать проблемы по мере их появления.
— Новосибирск считается научным центром, значит, образование — вроде как «градообразующий» компонент… Удаётся ли держать городу планку?
— Наш регион несырьевой. Промышленность, по сравнению с советскими годами, сильно просела, хорошо, что мы наукой не окончательно ослабли. Уровень образования в НСО неплохой, учитывая проблемы, которые есть и в стране, и даже за рубежом. Только понятие «образование» слишком многоплановое. Дошкольное — на совести родителей, затем обязательное среднее и потом высшее — необязательное — личный выбор каждого, хотя в последнее время оно приближается почти к поголовному среди выпускников школ. В принципе, мы производим знания, технологии, подготавливаем людей, которые могут быть в дальнейшем востребованы.
— Я в своё время училась, лишь бы получить диплом. А уже потом примеривала профессии и кардинально их меняла. Сейчас тоже, наверное, не каждый абитуриент идёт в вуз за призванием?
— Профессия, которую получает студент, — это ещё не судьба. В начале нулевых времён пришло к выводу, что каждый человек в своей жизни не менее пяти раз изменит место работы и до трёх раз — род занятий. Не просто перейти из отдела в бюро, а в принципе заняться чем-то другим. А это принципиально новый подход, раньше люди гордились, если проработали на одном месте всю жизнь. Но пришли 90-е, всех смело с работы, пришлось выживать кто как может. В течение человеческой жизни бывают различные потрясения — впереди может оказаться ещё не один кризис. Но даже если их не будет, кто сказал, что мы не изменимся? Образование — это то, что позволяет двигаться, не только учиться, но и переучиваться. Очень часто первое высшее образование — это только база. Но если эта база добротная, то на ней можно строить всё что угодно — широта кругозора только в помощь. Если же мы получали диплом по упрощённой форме (это сегодня возможно), то на что опираться?
— Но это же зависит от того, как учат?
— Это верно, сейчас в вузах учат массового специалиста. Вспомню другого министра образования, , который говорил, что нам нужен не творец, а квалифицированный потребитель. Эта сентенция прозвучала в середине нулевых и определила, куда двигаться образованию. Общество услуг — это не только наша беда, это тренд мирового развития, и образование стало на это реагировать. Обслуживает и готовит «обслуживающий персонал». Мы все помним, как вузы наперебой начали учить по «модным» направлениям, как шутили в начале века, «космонавтов-подводников со знанием английского и бухгалтерии». Сейчас федеральные стандарты образовательных услуг включают массу формальностей, усилился бюрократический пресс, мало возможности для развития и творчества. Перенос часов из одного раздела в другой надо либо спрятать, либо оправдать. Зато физкультура, которую раньше «проходили» два курса, теперь — все четыре года обучения. Зачем?
Кому нужны ремейки рефератов?
— Знаю, что студенты очень вольно обращаются с информационной средой. Попросту говоря, списывают рефераты из Интернета.
— Да, это ни для кого не секрет. Электронная среда даёт огромные перспективы изучать источники, но ведь проще пользоваться уже готовыми заготовками, посему копируют и не краснеют. Да и не только студенты. Такая же ситуация с диссертациями. На портале dissernet.org — масса интересных примеров. Один из авторов сайта, , насчитал более 6 тыс. имитированных диссертаций. Причём в поле их зрения попадают люди немаленькие, те, что на виду. Наибольший процент «заимствованных» научных работ — в депутатском корпусе, за ними идут губернаторы, потом — директора московских школ. Учёная степень — это статусный аксессуар, как дорогие часы и брендовый костюм. Общество поражено на разных этажах, благо не на 100%.
— Как же страна дошла до такого…
— Почему страна? Не только наша проблема. В Германии министр обороны Цу Гуттенберг лет пять назад лишился степени и должности. Потом в сторону министра образования госпожи Аннетте Шаван звучали аналогичные обвинения.
— Россия старается приблизить стандарты образования к европейским, вошла в Болонский процесс, благодаря чему у нас появились бакалавры и магистры. Насколько нам удаётся соответствовать?
— Болонский процесс — это не только бакалавры, магистры и 100-балльные оценки. В этой связи важна ориентация на открытое образование, обмен опытом. В государствах студенты ездят в другие страны учиться на полгода–год, и, как правило, эти путешествия оплачиваются специальными фондами. Например, в программе «Эразмус» участвуют миллионы студентов, с ожидаемым бюджетом на 2014–2020 годы около 15 миллиардов евро. Российским вузам такое и не снилось. Однако когда считают рейтинги, требования к зарубежным и российским вузам одинаковые, но нам денег не вливает никто.
Сейчас вклад в науку стал меряться количеством статей или цитирований (кстати, неважно, в каком контексте — положительном или отрицательном). Преподаватели вынуждены включаться в «публикационную активность», гонку за сертификатами.
— Общая картина нерадостная — нет свободы для творчества, списывают все у всех… И каких специалистов мы в итоге получаем?
— Общая картина — как средняя температура по больнице. Есть вузы, сохранившие репутацию и традиции, есть факультеты и кафедры, которые стараются работать качественно. Несмотря на бюрократические рамки, в которые их загоняют.
— Что посоветуете абитуриентам и студентам?
— Выбирать те места для обучения, где вы получите не модную специальность, а наиболее качественное фундаментальное образование.
И трудиться, учиться, не ждать халявы.
Видео дня. За кого вышла замуж актриса Екатерина Шпица
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео