Войти в почту

Негласный мораторий на реформу образования. Реплика Александра Привалова

Новости от Ольги Васильевой, недавно возглавившей Министерство образования и науки, поступают пока нечасто и характер носят разрозненный. Это естественно. Человеку, оказавшемуся во главе такого огромного и такого кризисного хозяйства, конечно же, нужно время, чтобы хоть начерно представить себе и масштаб имеющихся проблем, и объем имеющихся ресурсов – и, соответственно, основные направления первоочередных работ. Вот новости, проникающие в СМИ, и не системны: на нынешней стадии, как сказал бы кучер шестерни, "разбирания вожжей", системности и взяться неоткуда. Вот на прошлой неделе публика кинулась обсуждать, что министр Васильева сказала где-то: в школу нужно вернуть уроки астрономии. Может, и надо: вещь хорошая; а может, с другой стороны, и не надо. Вопрос это не главный и, что гораздо важнее, никак не самостоятельный: школьная программа сейчас представляет собой решительно никого не удовлетворяющий результат четверти века непродуманных и бессистемных изменений. С ней надо разбираться целиком. А астрономия – что астрономия? Заодно прояснится вопрос и с астрономией. Или с уроками труда, которые так живо обсуждаются на этой неделе – поскольку министр Васильева публично сказала несколько слов по этой теме. Между тем, на той же самой встрече с сенаторами, на которой госпожа Васильева, как нам сообщили агентства, говорила про уроки труда и про участие школьников в уборке школы, она сказала и две гораздо более значимые вещи – ну, на мой взгляд, значимые. Про пустоту образовательных стандартов и про приостановку слияния вузов. Это очень, очень важные новости. Сейчас попробую объяснить, почему. Когда многие педагоги (и я, грешный, с ними) ещё только мечтали об отставке Ливанова, мы прекрасно понимали, что у следующего министра не будет готовой программы действий: ее просто негде взять. Никакие альтернативные направления реформаторы образования никогда не финансировали; людей, не согласных с их действиями, слушать отказывались категорически. Откуда же теперь вдруг возьмется программа вывода системы образования из тяжелейшего кризиса? От сырости? Поэтому нам казалось (да мне и до сих пор кажется), что новому министру следовало бы начать с моратория на продолжение прежней политики и с проведения независимого анализа реальной ситуации. Потому что отчеты Минобра всех последних лет – про то, как все чудесно и с каждым годом становится всё лучше – они к реальности, как все мы понимаем, никакого отношения давно уже не имели. Ольга Васильева ни моратория на продолжение реформ, ни независимого аудита системы не объявляла. Гласно. Однако упомянутые мной новости показывают, что и тем и другим новый министр исподволь занимается. Вот вам частичный мораторий: запрет на слияния вузов: "Пока мы прекращаем все объединения, до каждого конкретного разбирательства". Реорганизацию вузов путем присоединения "слабых" вузов к "сильным" запустил Ливанов. Объяснял он его так: "Есть вузы, которые по тем или иным причинам оказались неинтересны для абитуриентов. Фактически это означает медленную смерть: сокращение числа преподавателей, закрытие кафедр и так далее. В этом случае мы предлагаем вузам объединение". Нам всегда рассказывали, что все эти объединения происходят исключительно на добровольной основе, но это была ложь. Вузы укрупняли насильственно – как колхозы при Хрущеве. Васильева остановила эту ложь. Сама по себе остановка не есть решение проблемы нежизнеспособных вузов. Но остановка "до конкретного разбирательства" – есть именно то, что следовало сделать. Авось в ходе разбирательств будут находиться более здравые решения. Столь же многозначительна новость про ФГОСы, образовательные стандарты. Думаю, многие уже забыли, с каким треском и скрежетом проталкивались эти самые стандарты пять-шесть лет назад. Они подверглись уничтожающей критики самой широкой научной, педагогической и просто общественности, но все-таки были приняты. Одной из важнейших претензий к этой бумаге была ее пустота: якобы "стандарт" школьного образования не содержал никаких конкретных требований к выпускнику. Так, например, во ФГОСах сказано, что выпускник должен обладать физическим мышлением, но не сказано, должен ли он знать закон Ома. Должен обладать мышлением географическим, но неведомо, должен ли знать, с какой стороны от России расположен Северный морской путь. И вот сегодня, когда министр Васильева говорит в точности то, что говорили когда-то критики этих стандартов, что эти стандарты пустые ("многие из этих стандартов", аккуратно формулирует Васильева), что их следует наполнить реальным содержанием, я склонен порадоваться. Дело, кажется, начинает двигаться в правильном направлении. Я-то продолжаю считать, что более целесообразным мог бы стать гласный мораторий на продолжение прежней политики и гласное проведение аудита системы образования. Но политика – искусство возможного.

Негласный мораторий на реформу образования. Реплика Александра Привалова
© Вести.Ru