Ещё

Блог «Открытый доступ». Цели, которые никуда не ведут 

Игорь ГлушенковСамара, для bbcrussian.com  Страшнее всего в жизни, пожалуй, бестолковая работа. Она разъедает нас изнутри, разъедает наши души, разъедает общество. Человек привыкает к мнимым стимулам, ставит перед собой больше легкие искусственные цели, которые никуда не зовут.
Именно об этом, по-моему, дебютный фильм молодого режиссера Ивана Твердовского «Класс коррекции». Фильм жесткий, но не жестокий. Заставляющий остановиться и задуматься: все ли правильно мы делаем?.
В 11 класс обычной общеобразовательной школы на типичной городской окраине приходит новая ученица Лена Чехова. Вернее, ее привозит мама на инвалидной коляске, буквально тащит дочь на себе по лестницам на нужный этаж.
Лена ходила в школу до третьего класса. Потом из-за обострения миопатии, болезни, при которой происходит атрофия мышц, девочке пришлось перейти на домашнее обучение. К сожалению, число учебных часов, выделяемых на надомников, до сих пор крайне мало и большинство предметов ребята вынуждены учить с помощью родителей или репетиторов. Поэтому героиня фильма вместе с мамой решили, что в выпускном классе Лене лучше обучаться очно, чтобы потом пойти учиться дальше.
Вопреки ожиданиям, девушку определяют в класс коррекционного обучения (ККО), где ребята занимаются почему-то по программе начальной школы, пожалуй, еще советских лет. На уроке математики, например, из 25 ученики на полном серьезе вычитают 20. Зато им не нужно ходить по предметным кабинетам, все учителя приходят к ним сами проводить уроки. Рядом с ККО есть даже отдельный туалет. Правда, он без малейшего намека на удобства для инвалидов.
Сама классная комната запрятана в дальний угол школы, куда никогда не заходят здоровые дети. Ученики этого класса все время проводят вместе: и на уроках, и на переменах. О какой их социальной интеграции в общество тут можно говорить?
"Белые вороны"
Мне этот ККО напомнил печально знаменитый 101-й километр, за который высылали у нас всех неугодных властям в 50-60-е годы. Убрали ребят, как говорится, с глаз долой. искать к каждому из них индивидуальный подход, содействовать становлению личности подростков никто из педагогов особенно не рвется.
Затюканные, задерганные учителя этой школы давно не верят в свое предназначение. А ученики 11 ККО и рады, что к ним не предъявляется больших требований. Веселятся, гуляют после занятий допоздна. Привыкают не задумываться о будущем, ни о своем, ни одноклассников. Привыкают извлекать выгоду из своих недугов, казаться более больными, чем есть.
Поэтому, наверное, ребята промолчали, когда Лена Чехова (ее пронзительно тонко играет Мария Поезжаева) стала спрашивать преподавателя математики о довольно странных примерах для программы 11-го класса. Одноклассницу поддержал лишь Антон Соболев (Филипп Авдеев). И их обоих показательно выгоняют с урока. Неудивительно, что между этими «белыми воронами» возникают романтические отношения. Он не будет замечать ее коляску, она — его эпилепсию. Для них становится главным быть вместе, чувствовать душу друг друга.
Вместе с ними в классе учатся ребята в основном с задержкой психического развития. На уроках они «как бы» не все понимают. Но вот после, в своем кругу, это бойкие, смышленые подростки.
Поначалу класс встретил Лену радушно. Посадили ее за парту, которую она выбрала. Мальчишки сами, без нажима со стороны учителей, распределили между собой очередь, кому и когда везти ее в школу и обратно.
Отношение к ней начинает меняться буквально на следующий день, когда Чехова с жаром стала объяснять одноклассникам, что главное для них — учеба, что без хороших знаний инвалид сегодня никому не нужен. Что именно за ними она и пришла в школу, чтобы поступить потом в вуз.
Еще большее раздражение у окружающих вызвал ее внезапно вспыхнувший роман с красавцем Антоном, что не понравилось особенно девушкам. Нарушило их спокойную, размеренную жизнь.
И было решено синклитом класса проучить выскочку. Проучить глупо, мерзко, дико — изнасиловать Лену у всех на глазах и повесить потом видео в интернете. Договорились, что пока мальчики занимаются своим грязным делом, девочки будут это снимать. В последний момент юноши испугались огласки. И все убежали, бросив полураздетую, беспомощную Лену посреди какого-то пустыря, лежащую в черной осенней жиже…
Как в фильме…
До 4-го класса я тоже обучался на дому. Вопреки мрачным прогнозам врачей по поводу моего ДЦП, родители научили меня ходить. Поэтому никогда не нуждался ни в инвалидной коляске, ни в костылях. И начиная с 5-го класса родные стали водить меня в обычную среднюю школу. Благо, располагалась она недалеко от нашего дома.
Первое время, конечно, мне не давали покоя школьные хулиганы. Потом они привыкли к моей персоне, я к ним тоже. Случались и другие мелкие проблемы. Но самое главное — общение с одноклассниками научило меня не избегать здоровых людей. Смелее идти на контакт с окружающими в любой ситуации, искать единомышленников.
С интересом следил в конце 90-х годов за полемикой в СМИ вокруг обучения детей-инвалидов в обычных школах. В начале «нулевых» с удивлением узнал, что весь спор на эту тему в основном свелся к созданию в СШ классов коррекционного обучения, один из которых с документальной жесткостью показан в фильме Ивана Твердовского. Как и в фильме, в такие классы переводят неудобных, ершистых ребят и учат их для «галочки».
Правда, у учеников ККО есть призрачная возможность вернуться в обычный класс, пройдя медико-педагогическую комиссию. Однако, как говорят, большинство таких ребят просто устают за себя бороться, не хотят ничего менять. Да и привыкают там к «легкой» учебной программе, к установленным правилам поведения.
Психологи недавно выявили довольно пугающую закономерность: чем дальше общество отодвигает от себя какую-то социальную группу, тем жестче и безжалостное порядки внутри нее. Будь то заключенные, нищие или инвалиды. Тем самым общество лишь умножает собственные будущие проблемы или перекладывает их на плечи следующих поколений. Ведь рано или поздно нам придется устанавливать диалог между различными социальными группами, убеждать людей быть добрее друг к другу, снисходительнее. Почему бы не начать делать этого сейчас с детей?
Другие материалы блога «Открытый доступ»:
Блог «Открытый доступ». Звонок в прошлый век  Как найти спонсора?
И радость от чашки риса
Чтобы сосед доверял соседу
Зачем нужно уметь считать в уме и знать, кем был Ленин?
Как сделать российскую медицину более эффективной?
Каждый хочет быть лучшим в своем деле
Неожиданный подарок, или Как осчастливить пенсионера
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео