Уже не растут: Путин взял под контроль цены на бензин

Путин справедливо оценил, что рост цен на бензин вызван ошибками регулирования правительства, но сейчас важнее эти просчеты исправить. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. "Изначально эффект налогового маневра в нефтяной отрасли был предсказуем – нефтедобытчикам становится менее выгодно производить нефтепродукты для внутреннего рынка РФ. Экспортная пошлина переносится в Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а значит, поступление налогов в госбюджет повышается – теперь сбор идет со всей добываемой нефти, а не только с продаваемой за рубеж. Специалисты отрасли и регулятор не просчитали, что на внутреннем рынке тем самым создастся дефицит - эти расчеты ушли на второй план за попытками найти компромисс между позициями игроков. В итоге в уже внедренную стратегию налогового маневра приходится вносить изменения. Помочь внутреннему рынку может введение отрицательного акциза, который сейчас прорабатывается – такой налоговый вычет частично скомпенсирует рост цен", - отмечает аналитик. Президент РФ во время "Прямой линии" объяснил рост цен на бензин‍. "Надо признать, это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики и энергоресурсов. Правительство пересмотрело некоторые налоговые меры по наполнению бюджета, сделан маневр. Это стимулировало вывоз за границу сырой нефти. Цены на нефть на мировом рынке поднялись, наши компании загружают свои НПЗ, и считают недополученную выгоду за объем нефти на НПЗ, который они могли бы реализовать на внешнем рынке. Чтобы компенсировать выпадающие доходы, они подняли цены", - сказал президент. "Отдельный вопрос к Федеральной антимонопольной службе, которая обязана была учитывать, что некоторые нефтеперерабатывающие заводы останавливают производство для модернизации, из-за чего падают объемы на внутреннем рынке. Такого не должно было случиться - в любой штатной ситуации регулятор должен контролировать остановку заводов стратегической отрасли, регулировать сроки профилактики. Сейчас все пытаются бороться с последствиями просчетов, которых могло не быть. Сложившаяся ситуация осложняется тем, что к 2025 году у России с Евразийским экономическим союзом создается общий рынок. Экспортных пошлин в рамках этой интеграции быть не должно, потому для получения максимальных доходов правительство перенесло их в НДПИ. Это обеспечило прибыли бюджету, но создало определенные сложности на внутреннем рынке, которые мы сейчас наблюдаем. Проблема в том, что бюджетные процессы в нашей стране приходится совмещать с интеграционными в рамках экономического союза, а это тоже непросто", - подчеркивает эксперт. Меры и контрмеры Накануне правительство провело совещание с нефтяниками, на котором была достигнута договоренность с крупными компаниями о замораживании оптовых и розничных цен по состоянию на 30 мая. Бизнес пообещал увеличить поставки на внутренний рынок топлива. По данным Росстата, цены на бензин в РФ в мае 2018 года выросли на 5,6% по сравнению с апрелем, а в годовом выражении - на 11,3%. С начала года бензин подорожал на 7,2%. Для стабилизации правительство с 1 июня принято решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3 и 2 тысячи рублей за тонну соответственно, а также отменено решение о росте акцизов на 700 рублей с 1 июля. Сегодня Путин объявил, что к осени будут приняты дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке. "Исхожу из того, что правительство будет следить, ФАС будет принимать решения, не будет смотреть сквозь пальцы", - сказал президент. Глава Минэнерго РФ Александр Новак отметил, что правительство предлагает повысить экспортную пошлину на нефтепродукты для стабилизации цен, и вскоре представит соответствующий документ. "Когда принималось решение по налоговому маневру, правительство решило повысить налоговые сборы с внутреннего рынка. Это вопрос наполняемости бюджета, а значит, выплаты пенсий, пособий, нормального функционирования государства. Это выбранная руководством страны экономическая стратегия. Но если мы снижаем цены на внутреннем рынке при помощи тех или иных механизмов, то выпадают доходы бюджета. А нефтегазовые доходы – весомая составляющая финансовой базы нашей страны, выпадение которой придется чем-то замещать. Второй вариант – правительство сдерживает цены на горючее, но получает меньше крайне необходимых доходов. Тогда нужно очень аккуратно расписывать статьи расходов и во многом ущемлять государство и население. Все это – вопрос стратегии государства, что лучше – вопрос. Какой из вариантов станет более сильным стимулом экономического роста – тоже еще не известно. Ясно, что сейчас будут найдены возможности смягчить последствия роста цен на горючее. Но вопрос глубже – возможно, предстоит пересмотреть условия налогового маневра, чтобы исключить повторения майской ситуации с ценами на топливо в будущем", - заключает Вячеслав Кулагин.

Уже не растут: Путин взял под контроль цены на бензин
© ФБА "Экономика сегодня"